Максим Морозов: Короткий вопрос в формате блиц: почему возникла тема передачи – о прибыли?
Владимир Хильченко:
По моим наблюдениям, наверное, 90% людей, которые сегодня создают и управляют бизнесом, понятия не имеют, что такое прибыль, как её считать и как её расходовать.
Максим Морозов: Типичное заблуждение — это, наверное, смешивание прибыли и выручки.
Владимир Хильченко: Да. Чаще люди смешивают выручку и маржинальный доход, то есть разницу между выручкой и затратами. К сожалению, это называется прибылью. Простой пример: кто-то хочет купить бизнес, кто-то хочет продать бизнес. Встаёт вопрос: сколько стоит бизнес? Подход очень простой: чем бизнес обладает, какой капитал. Прибыль — это часть капитала, которым обладает предприятие. Понимание того, сколько бизнес зарабатывает в год, позволяет правильно покупать бизнес, правильно продавать бизнес.
Максим Морозов: Как в таком случае разграничить реальную и мнимую прибыль предприятия?
Владимир Хильченко: Давайте начнём с того, из какого документа генеральный директор и собственник предприятия узнаёт о том, сколько его бизнес зарабатывает. Уточню, что именно прибыль, потому что некоторые воспринимают именно то, что вы сказали: выручку. Если ко мне на расчётный счёт упало 100 единиц денег, считается, что бизнес зарабатывает 100 единиц.
Скажу крамольную вещь: понятие прибыли, нужно признать, существует только теоретически. Прибыль — это всегда разница между выручкой за проданные товары или оказанные услуги, которые ты произвёл в данном конкретном периоде, обычно считают за месяц. Соответственно, затраты берутся только те, которые ты произвёл на оказание этой услуги или выпуск товара. Грубо говоря, разница между ними — это и есть прибыль.
Я не буду сейчас говорить про налоги и так далее, считаем, что они вошли в затраты, поэтому сейчас мы о них не говорим. Это я всё назову пока затратами, не буду говорить про прямые, накладные затраты, это я убираю. Смысл в том, что «выручка за произведённый товар минус затраты, которые были сделаны» — это теоретическая прибыль. Почему? В реальности всё происходит по-другому. Тебе на расчётный счёт падают деньги за микс, то есть не за тот товар, который ты произвёл в этом месяце, а деньги за товар, который, условно говоря, ты произвёл несколько месяцев назад. Тебе возвратили дебиторскую задолженность с отсрочкой. Тебе поступают авансы за будущий товар, который ты ещё не произвёл, и так далее. Частичная сумма за тот товар, который ты продал. Поэтому деньги, которые поступили, это тоже выручка, но её нельзя взять за конкретные виды продукции, которые ты выпустил в этом месяце. Также дело обстоит и с затратами, которые ты делаешь как директор. Кому-то ты вернул кредиторку за товар, который был когда-то, внёс платёж по кредиту, предоплату и так далее, то есть за разные периоды.
Таким образом, в реальной жизни в документе, называемом «бюджет движения денежных средств» понятие прибыли отсутствует. Но, к сожалению, основная масса людей считает прибылью разницу между выручкой, которая поступила к тебе на расчётный счёт, и затратами, которые произведены в этом месяце.
Максим Морозов: Как сделать предприятие прибыльным на уже сформировавшемся, развитом рынке?Владимир Хильченко: Всё очень просто. Ты должен обладать определёнными конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество — это ваша система управления, ваше знание по управлению предприятием. Возьмите даже, например, автомобильные гонки. Почему в них участвуют в большей части вдвоём? Потому что штурман позволяет лучше проезжать, он подсказывает.
Максим Морозов: Понятно, что за всё отвечает генеральный директор, но работа над прибылью — это командная работа. Ещё хотелось бы по субъектам внутри компании посмотреть, кто несёт ответственность, кто отвечает за поддержание определённого уровня прибыли?
Владимир Хильченко: Спасибо, очень хороший вопрос, но он очень сложный.
Генеральный директор без финансового директора (главного бухгалтера или главного экономиста – в зависимости от профиля предприятия) не узнает, какой у него финансовый результат.
Он сразу становится заложником. Какой у него финансовый директор? Способен ли он так составить учётную политику или финансовую модель предприятия, которая позволит ему видеть реальный результат? Как минимум, этот финансист, финансовый директор — человек, который должен быть профессионалом очень высокого уровня, чтобы всё это сделать. С этим, к сожалению, очень большие проблемы, потому что многие люди, которые имеют финансовое образование, точнее, правильно назвать бухгалтерское или экономическое образование, не могут быть финансовыми директорами.