Татьяна Копылова: Насколько я знаю, в кризис обычно возрастает спрос на вложения в себя, эти инвестиции не сгорят. Насколько вы можете подтвердить или опровергнуть этот тезис?
Екатерина Агапова: Да, это действительно так, и опыт работы в этой отрасли показывает, что в любой кризис, например, в кризис 2014 года, спрос на услуги эстетической медицины возрастает, люди вкладывают деньги в себя.
Татьяна Копылова: Их пугает то, что впереди неизвестность? Вряд ли же они решили стать красивыми по случаю кризиса.
Екатерина Агапова: Тут очень много факторов влияет на выбор и решение. Прежде всего, конечно, наши пациенты беспокоятся за свои сбережения, поэтому они стараются их потратить на себя — это наиболее понятно, чем нести деньги, например, в банки или покупать то, что может быть не нужно в данный момент.
Наши клиенты понимают, что могут эти деньги потратить на себя, потому что дальше будет период неопределенности, цены будут расти, и есть ветреность, что эту процедуру они себе позволить не смогут.
В апреле, например, нам пришлось открыть операционные по воскресеньям, потому что в будние дни мы уже не справлялись.
Татьяна Копылова: Что происходит со спросом сейчас? Ситуация стабилизируется, но тем не менее, неизвестность все равно еще впереди.
Екатерина Агапова: Неизвестность впереди - это так, но спрос не уменьшается, если сравнивать май прошлого года и этого, спрос в текущем значительно выше, чем в прошлом.
Татьяна Копылова: Ваша сфера очень сильно зависит от импортозамещения. Насколько серьезно пришлось работать с этим вопросом, какие пути выхода вы нашли?
Екатерина Агапова: Сначала было много беспокойства, сейчас мы уже поняли, как работать дальше. С самого начала, когда возникла эта ситуация, с дефицитом и неопределенностью, мы запаслись всем необходимым на 3-4 месяца, но на самом деле это наша типичная ситуация, мы обычно держим запас всего, что нам необходимо для интенсивной работы. Здесь мы сделали несколько больший запас. Дальше искали пути, на самом деле очень многие уже сориентировались, в том числе наши дистрибьюторы. Несколько увеличился срок поставки каких-то препаратов и материалов, но в целом мы понимаем, что нам делать, чтобы у нас не было перебоев.
С европейскими препаратами и материалами проблем нет, есть некоторый дефицит американских материалов, которые мы спокойно замещаем европейскими или российскими.
Татьяна Копылова: То есть, насколько я понимаю, западные партнеры, прежде всего, наверное, европейские, настроены на продолжение сотрудничества?
Екатерина Агапова: Да это так, особенно французские компании, хотят продолжать с нами работать. Несколько усложнилась логистика, но, да, мы работаем с Европой.
Татьяна Копылова: А у нас что-то импотрозамещается? Производится ли в России что-то, что необходимо для вашей работы? Например, грудные импланты?
Екатерина Агапова: Грудные импланты в России не производятся - это свободная ниша для бизнесменов. Думаю, что все впереди, мы сможем выпускать и импланты. Что касается препаратов, которые мы используем в косметологии, да, действительно российские компании есть, в том числе и в Петербурге, замечательный завод Solopharm, который я лично посетила и была удивлена, насколько хорошо там выстроена структура управления и производства. В России выпускают филлеры, ботулотоксины, нам беспокоиться не о чем, все есть и на российском рынке.
Татьяна Копылова: И оно соответствующего качества?
Екатерина Агапова: Да, это так, наши косметологи уже начинают пробовать российские препараты, и они довольны.
Татьяна Копылова: Очень важный вопрос — это ценообразование, когда в самом начале истории курсы валют начали скакать — скакнули и цены. Что сейчас происходит?
Екатерина Агапова: Ситуация была действительно тяжелой, нам приходилось пересматривать прайс почти каждые два дня, поставщики и дистрибьюторы действительно меняли стоимость расходных материалов. Стоимость услуг мы не меняли, мы подкорректировали прайс, согласно изменению стоимости расходных материалов - это 10-15%. На услуги, которые не зависят от стоимости расходников, мы цены не меняли.
Татьяна Копылова: Как вы смотрите вперед? В долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной перспективе. У вас же есть какой-то план, которого вы будете придерживаться?
Екатерина Агапова: Конечно, мы всегда разрабатываем стратегию развития и план, планы у нас очень большие. Мы хотим расширяться. Трех операционных нам уже не хватает, поэтому мы хотели бы увеличить наши мощности. Хотим, чтобы в клинике было четыре операционных и большее количество палат.