До появления единого оператора на рынке было множество компаний, которые вывозили мусор. Точнее, брали деньги за вывоз, а уж куда они его доставляли – на полигон или в ближайший овраг – оставалось на их совести. Поскольку таких «Камазов» или «Газелей» были сотни, если не тысячи, то перевозчики конкурировали – одним из преимуществ была тонкая настройка: то есть заплатить можно было за фактически накопленный мешок или контейнер мусора, не более. После реформы ситуация изменилась, рассказывает жительница Комарово Марина Чернышёва-Гранина, дочь всемирно известного писателя. И особенно несправедливым комаровцам кажется то, когда платить за вывоз отходов приходится зимой, поскольку в этот период они живут не в посёлке, а переезжают в Петербург.
Муниципалы отмечают, что, в отличие от многоквартирных жилых комплексов, «мусорная» реформа не в полной мере учитывает специфику частных домовладений. Чтобы отчасти снять напряжённость, жителям предложили альтернативу – так называемый «сигнальный» метод вывоза отходов. Когда по согласованию с местными администрациями в населённом пункте выбирают несколько точек, куда с определённой периодичностью приезжает мусоровоз и стоит там 15-20 минут. Можно доплачивать за индивидуальный вывоз, но тарифы и так достаточно высокие, в результате платёж за мусор выглядит для домовладельца, фактически, как косвенный налог, отмечает депутат муниципального совета Комарово Юрий Куликов.
Здесь важно отметить, что в результате реформы вывоз мусора превратился из жилищной в коммунальную услугу. Но в отличие от других коммунальных услуг, например, энерго- или водоснабжения, отходы сравнительно сложно учитывать. Потому что даже в пределах одного района существует множество влияющих факторов: например, размер контейнерных площадок, их число, габариты и объём самих контейнеров. Более того, в тёплое время санитарные нормы обязывают вывозить отходы раз в сутки независимо от того, насколько заполнен бак. Тем не менее, граждане имеют право перейти с расчёта по нормативу на расчёт по факту накопленных отходов, рассказывает пресс-секретарь Невского экологического оператора Дина Койрес. Правда, есть ряд условий.
В Смольном, в свою очередь, признают, что в 36 муниципальных образованиях, в которых существует индивидуальная жилая застройка, практически нет контейнерных площадок. Чтобы ликвидировать дефицит, власти, например, расставляют временные пластиковые ёмкости или организовывают мобильные пункты сбора в период выходных дней. Что касается перерасчёта платы за вывоз мусора при временном отсутствии гражданина в жилом помещении, то принцип следующий, рассказывает заместитель председателя комитета по природопользованию Иван Казаков.
Стоит отметить, что в марте «Российское экологическое движение» направило письмо президенту с предложением снизить тарифы на вывоз мусора, поскольку в стране образовывается почти на 20 млн тонн меньше отходов, чем заложено в тарифе. Ещё одна инициатива, как пишет «Российская газета», заключается в том, чтобы предоставлять специальный вычет различным категориям граждан, нуждающимся в господдержке.