ЦБ 22.11
$100.68
106.08
ММВБ 22.11
$
<
BRENT 22.11
$74.34
7450
RTS 22.11
803.70
Telega_Mob

Яна Клементовичус: о наиболее востребованных программах MBA и профпереподготовки

Директор Высшей экономической школы СПбГЭУ рассказала, по каким принципам формируются эффективные программы MBA и профессиональной переподготовки, где проходят стажировки и как со временем меняется портрет обучающихся.
Эксклюзив

Фото: Business FM Петербург

Получение новых знаний, карьерный рост, желание изменить свою жизнь и создание собственного бизнеса. Именно такие мотивы для обучения на МВА назвала большая часть опрошенных профильным порталом «МВА в Москве и России». Подробнее о том, какие задачи при управлении предприятием можно решить с помощью бизнес-образования, слушатели из каких отраслей экономики приходят на обучение, а также как формируются образовательные курсы — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яной Клементовичус.

Максим Морозов: В этом году Высшая экономическая школа празднует тридцатипятилетие, плюс отмечается 30 лет MBA в России. Как за эти 30-35 лет трансформировались программы бизнес-образования?

Яна Клементовичус: Во многом мы стояли у истоков формирования и развития того, что сегодня понимается под бизнес-образованием. Программа MBA — явление чуть более позднее.

Рынок растёт, появляется спрос, также есть элементы импортозамещения. Западные бизнес-школы ушли, причём сделали это очень быстро, освободив интересные ниши.

Максим Морозов: Другое дело, что параллельно и возможность стажировок в некоторых странах сократилась.

Яна Клементовичус: Но открылись очень интересные возможности. Возможности в странах СНГ, также восточный вектор, арабское направление. Много новых интереснейших программ, выездов по территории Российской Федерации, потому что сегодня реализуется огромное число больших инфраструктурных проектов, создаются новые компании. Конечно, знакомство с лучшими отечественными практиками имеет важную ценность.

Максим Морозов: Как за эти 30-35 лет менялся портрет слушателя Высшей экономической школы?

Яна Клементовичус:

Произошло омоложение тех, кто приходит учиться. Сегодня топовая группа в возрасте примерно 30-40 лет.

Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, слушатели из каких отраслей экономики приходят на обучение?

Яна Клементовичус: Я бы здесь разделила обучающихся на две группы. Первая — жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, кто-то приезжает из Москвы. Здесь мы очень чётко видим структуру: промышленный сектор, сектор энергетики, сфера услуг. Часто эти люди имеют как первое образование инженерное, инженерно-техническое, естественнонаучное, иногда военное образование. Это те, кто приходит получать вторую квалификацию. ДПО остаётся хорошим способом получить новые знания.

Максим Морозов: О какой пропорции можно говорить, когда сотрудники сами принимают для себя решение пойти учиться, либо когда это инициатива работодателей, которые заинтересованы в совершенствовании навыков и компетенций своих сотрудников, и они делегируют, направляют и оплачивают обучение?

Яна Клементовичус:

На заре больше 80% слушателей платили за себя сами. Сегодня процент сильно изменился. Я бы сказала, примерно половина наполовину. Причём во многих случаях, даже если слушатель платит как физическое лицо, он говорит, что мне рекомендовала обратиться к вам моя компания, меня поддержат.

Максим Морозов: Частично компенсируют, субсидируют.

Яна Клементовичус: Да, используются уже другие механизмы.

Максим Морозов: Какие программы наиболее востребованы? Какие показали эффективность?

Яна Клементовичус: Все программы постоянно подлежат актуализации. Еxecutive MBA, которую мы предлагаем уже 30 лет, — это управление предприятием. Программа универсальная, развиваем дженералистские компетенции. С другой стороны, эта программа, которая позволяет руководителю сформировать системное видение, понять, как взаимодействуют различные функции, как необходимо развивать функциональные направления, и, самое главное — обеспечивать эффективность бизнеса. Есть ряд программ по функциональным направлениям. Историческая программа — управление персоналом. Если говорить о программах по другим направлениям, это программы по финансам, программа «Бухгалтерский учёт, аудит».

Максим Морозов: Можно ли говорить о пропорции преподавателей-теоретиков, классических вузовских профессоров и преподавателей-практиков?

Яна Клементовичус: Примерно 50 на 50. Две потребности: первое — получить системное понимание, упорядочить, сложить знания. Здесь как раз очень полезен академический преподаватель. Вторая часть участников образовательного процесса — это практики, вышедшие на уровень осознания опыта, который у них накоплен.

Максим Морозов: Какие основные универсальные знания, умения, навыки получают обучающиеся?

Яна Клементовичус: Программы длительные.

MBA — два года, профпереподготовка — от 9 до 10 месяцев. Это длительный процесс обучения. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы сформировать экономико-управленческое или экономико-финансовое мышление. Основная задача не только дать объём знаний. Информация должна быть принята слушателем таким образом, чтобы появилось новое понимание того, что он наблюдает в своей практической деятельности, что его окружает, то есть необходимо измениться в части восприятия и решения задач.

Максим Морозов: Насколько сложно совмещать обучение и работу? Что на практике говорят сами обучающиеся?

Яна Клементовичус: Слушатели приходят и максимум усилий затрачивают именно в процессе обучения, находясь в аудитории в вечернее время, иногда по субботам. В основном вечернее время. Для каждого человека это очень серьёзный выбор, осознание, что он в течение года, а в случае MBA двух лет, будет проводить определённую часть своего времени в стенах Высшей экономической школы СПбГЭУ, общаться с определёнными людьми, преподавателями, экспертами. Наша задача сделать это общение интересным и полезным.

Максим Морозов: Вопрос о конкурентных преимуществах на рынке. Наверное, если грубо, в первом приближении, то небольшие частные бизнес-школы могут себе позволить более гибкий подход, а школы при вузе более зарегламентированы, может быть, они не такие гибкие. Что в динамике становится конкурентным преимуществом, когда человек выбирает идти в одну школу либо в другую?

Яна Клементовичус: Мне кажется, что здесь важнее посмотреть на другие моменты. К счастью, бизнес-школ с опытом в России и в Санкт-Петербурге несколько десятков. Они пережили разные этапы становления, трансформации, накопили, вобрали в себя лучшие международные практики.

Если говорить о пуле ведущих бизнес-школ, то, безусловно, это традиции, систематизация и возможность показать не только функциональные направления, но и отраслевую специфику.

Поэтому, когда мы говорим о крупных школах с традициями, то, конечно, это накопленные компетенции. Не хочу умалять качество и активность небольших, как правило, частных организаций, но там ты идёшь на личность и получишь ответ на какую-то монопотребность, решишь монозадачу.

Максим Морозов: Яна, как можно подробнее узнать о программах бизнес-образования в Высшей экономической школе?

Яна Клементовичус: Мы традиционно организуем день открытых дверей. Рады видеть всех желающих!

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

За 13 лет существования Комплекса защитных сооружений Северной столицы он предотвратил 35 крупных наводнений. По оценкам экспертов, ущерб от них мог бы…
Театральный туризм может помочь сгладить проблему сезонности в индустрии гостеприимства Петербурге, где уже готовят специалистов для развития таких нишевых…
Тестирование технологии начнется через три года в самолетах, поездах и круизных судах, пишет РИА Новости со ссылкой на компанию-разработчика «Бюро 1440».…
Представители бизнес-сообщества также требуют установить на Софийской улице остановки общественного транспорта. На большей части магистрали всех перечисленных…

Комментарии

    1079
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.