Получение новых знаний, карьерный рост, желание изменить свою жизнь и создание собственного бизнеса. Именно такие мотивы для обучения на МВА назвала большая часть опрошенных профильным порталом «МВА в Москве и России». Подробнее о том, какие задачи при управлении предприятием можно решить с помощью бизнес-образования, слушатели из каких отраслей экономики приходят на обучение, а также как формируются образовательные курсы — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яной Клементовичус.
Максим Морозов: В этом году Высшая экономическая школа празднует тридцатипятилетие, плюс отмечается 30 лет MBA в России. Как за эти 30-35 лет трансформировались программы бизнес-образования?
Яна Клементовичус: Во многом мы стояли у истоков формирования и развития того, что сегодня понимается под бизнес-образованием. Программа MBA — явление чуть более позднее.
Рынок растёт, появляется спрос, также есть элементы импортозамещения. Западные бизнес-школы ушли, причём сделали это очень быстро, освободив интересные ниши.
Максим Морозов: Другое дело, что параллельно и возможность стажировок в некоторых странах сократилась.
Яна Клементовичус: Но открылись очень интересные возможности. Возможности в странах СНГ, также восточный вектор, арабское направление. Много новых интереснейших программ, выездов по территории Российской Федерации, потому что сегодня реализуется огромное число больших инфраструктурных проектов, создаются новые компании. Конечно, знакомство с лучшими отечественными практиками имеет важную ценность.
Максим Морозов: Как за эти 30-35 лет менялся портрет слушателя Высшей экономической школы?
Яна Клементовичус:
Произошло омоложение тех, кто приходит учиться. Сегодня топовая группа в возрасте примерно 30-40 лет.
Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, слушатели из каких отраслей экономики приходят на обучение?
Яна Клементовичус: Я бы здесь разделила обучающихся на две группы. Первая — жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, кто-то приезжает из Москвы. Здесь мы очень чётко видим структуру: промышленный сектор, сектор энергетики, сфера услуг. Часто эти люди имеют как первое образование инженерное, инженерно-техническое, естественнонаучное, иногда военное образование. Это те, кто приходит получать вторую квалификацию. ДПО остаётся хорошим способом получить новые знания.
Максим Морозов: О какой пропорции можно говорить, когда сотрудники сами принимают для себя решение пойти учиться, либо когда это инициатива работодателей, которые заинтересованы в совершенствовании навыков и компетенций своих сотрудников, и они делегируют, направляют и оплачивают обучение?
Яна Клементовичус:
На заре больше 80% слушателей платили за себя сами. Сегодня процент сильно изменился. Я бы сказала, примерно половина наполовину. Причём во многих случаях, даже если слушатель платит как физическое лицо, он говорит, что мне рекомендовала обратиться к вам моя компания, меня поддержат.
Максим Морозов: Частично компенсируют, субсидируют.
Яна Клементовичус: Да, используются уже другие механизмы.
Максим Морозов: Какие программы наиболее востребованы? Какие показали эффективность?
Яна Клементовичус: Все программы постоянно подлежат актуализации. Еxecutive MBA, которую мы предлагаем уже 30 лет, — это управление предприятием. Программа универсальная, развиваем дженералистские компетенции. С другой стороны, эта программа, которая позволяет руководителю сформировать системное видение, понять, как взаимодействуют различные функции, как необходимо развивать функциональные направления, и, самое главное — обеспечивать эффективность бизнеса. Есть ряд программ по функциональным направлениям. Историческая программа — управление персоналом. Если говорить о программах по другим направлениям, это программы по финансам, программа «Бухгалтерский учёт, аудит».
Максим Морозов: Можно ли говорить о пропорции преподавателей-теоретиков, классических вузовских профессоров и преподавателей-практиков?
Яна Клементовичус: Примерно 50 на 50. Две потребности: первое — получить системное понимание, упорядочить, сложить знания. Здесь как раз очень полезен академический преподаватель. Вторая часть участников образовательного процесса — это практики, вышедшие на уровень осознания опыта, который у них накоплен.
Максим Морозов: Какие основные универсальные знания, умения, навыки получают обучающиеся?
Яна Клементовичус: Программы длительные.
MBA — два года, профпереподготовка — от 9 до 10 месяцев. Это длительный процесс обучения. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы сформировать экономико-управленческое или экономико-финансовое мышление. Основная задача не только дать объём знаний. Информация должна быть принята слушателем таким образом, чтобы появилось новое понимание того, что он наблюдает в своей практической деятельности, что его окружает, то есть необходимо измениться в части восприятия и решения задач.
Максим Морозов: Насколько сложно совмещать обучение и работу? Что на практике говорят сами обучающиеся?
Яна Клементовичус: Слушатели приходят и максимум усилий затрачивают именно в процессе обучения, находясь в аудитории в вечернее время, иногда по субботам. В основном вечернее время. Для каждого человека это очень серьёзный выбор, осознание, что он в течение года, а в случае MBA двух лет, будет проводить определённую часть своего времени в стенах Высшей экономической школы СПбГЭУ, общаться с определёнными людьми, преподавателями, экспертами. Наша задача сделать это общение интересным и полезным.
Максим Морозов: Вопрос о конкурентных преимуществах на рынке. Наверное, если грубо, в первом приближении, то небольшие частные бизнес-школы могут себе позволить более гибкий подход, а школы при вузе более зарегламентированы, может быть, они не такие гибкие. Что в динамике становится конкурентным преимуществом, когда человек выбирает идти в одну школу либо в другую?
Яна Клементовичус: Мне кажется, что здесь важнее посмотреть на другие моменты. К счастью, бизнес-школ с опытом в России и в Санкт-Петербурге несколько десятков. Они пережили разные этапы становления, трансформации, накопили, вобрали в себя лучшие международные практики.
Если говорить о пуле ведущих бизнес-школ, то, безусловно, это традиции, систематизация и возможность показать не только функциональные направления, но и отраслевую специфику.
Поэтому, когда мы говорим о крупных школах с традициями, то, конечно, это накопленные компетенции. Не хочу умалять качество и активность небольших, как правило, частных организаций, но там ты идёшь на личность и получишь ответ на какую-то монопотребность, решишь монозадачу.
Максим Морозов: Яна, как можно подробнее узнать о программах бизнес-образования в Высшей экономической школе?
Яна Клементовичус: Мы традиционно организуем день открытых дверей. Рады видеть всех желающих!