Самым популярным попранием профильных правовых актов – почти в 80% случаев – было распространение рекламы по сетям связи без согласия абонента. Проще говоря – навязчивые телефонные звонки и смс-сообщения, в рамках которых предлагают то попасть на совершенно бесплатный визит к стоматологу, то оформить какую-нибудь карту, и так далее. И этот показатель опять же выше позапрошлогоднего, когда такие нарушения составляли только чуть больше половины от всех, рассмотренных УФАС. По словам заместителя руководителя регионального ведомства Марины Никитиной, даже несмотря на регулярное привлечение к административной ответственности, недобросовестных «пиарщиков» нередко сомнительных услуг, это никак не останавливает, и, как видно из статистики, ситуация только усугубляется. Что касается недобросовестной конкуренции, то за минувший год в управлении было рассмотрено порядка тысячи заявлений, связанных с изменением цен на различные категории товаров. Еще около двух тысяч жалоб поступило на «горячую линию». Всем нарушителям были сделаны предупреждения, которые, как рассказала Марина Никитина на пресс-конференции в ТАСС, являются весьма действенным способом пресечения:
Еще одной проблемой 2022 года, которой активно занимались в УФАС, стало незаконное использование недобросовестными предпринимателями отличительных знаков чужих брендов, а иногда и самих наименований других компаний. Помимо того, что это нарушает права реальных владельцев фирменных знаков, приносит убытки и вредит деловой репутации, так еще и «путает карты» в том случае, когда потребитель приходит с жалобой на некачественные товары и услуги. Если говорить о конкретных примерах, то одно из предупреждений от УФАС в прошлом году получила компания «Балтийская жемчужина», которая, по словам заместителя начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы Полины Величко, вводила участников долевого строительства в заблуждение относительно площади квартир. На сайте и в договорах было указано одно значение, а по факту получилось больше допустимого превышения. И клиентам пришлось заплатить крупную сумму за это изменение метража. Впрочем, с предупреждением «Балтийская жемчужина» не согласилась, и сейчас дело рассматривается в суде. Еще об одном интересном примере нарушения, с которым в УФАС обратился житель Петербурга, рассказывает Полина Величко:
Напомним, что на прошлой неделе крупный «антимонопольный» штраф в бюджет РФ заплатила американская компания Apple. Почти миллиард рублей был выплачен после иска «Лаборатории Касперского», которая пожаловалась в ФАС на то, что компания отклоняла работу ее программного обеспечения, в то же время, внедряя на своих смартфонах аналогичный софт собственного производства.