Прокуратура будет проверять чиновников на коррупцию при их увольнении, причём предполагаются запросы в различные организации, начиная от ФНС и Росреестра и заканчивая криптобиржами.
Согласно правительственному законопроекту, под рассмотрение попадут декларации о доходах, а также данные о соблюдении различных запретов и требований. При необходимости предусмотрено очное собеседование. Уточняется, что речь идёт о госслужащих, в отношении которых уже проводится внутренняя проверка. Если прокурор обнаружит нарушения, то одна из санкций – так называемый «волчий билет», то есть внесение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Продолжает старший партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Валерий Зинченко:
Старший партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Валерий Зинченко Мне почему-то кажется, что данный законопроект в том виде, в котором он представлен, он мотивирует не то, чтобы не совершать коррупционные преступления, а скорее не увольняться. То есть, суть в том, что над чиновником, который по каким-то причинам принимает для себя решение сменить место работы, место жительства, возможно, или что-то еще, над ним висит дамокловым мечом этот законопроект. Уволишься – и мы включаем все возможные и предусмотренные законом механизмы, для того чтобы тебя проверить. И мы прекрасно понимаем, что в случае, если будет выявлено какое-то правонарушение, то записью в трудовой книжке прокуратура однозначно не ограничится. В теории – неплохая идея, но мне что-то подсказывает, что это, в первую очередь, будет мотивировать чиновником остаться как можно дольше на своих местах, чтобы избежать проверки.
В правительственном законопроекте предусмотрено и своего рода послабление – срок давности. Процедура не будет проводиться, если со дня увольнения прошло полгода. В то же время, оговаривается, что госслужащий обязан сообщить в прокуратуру своё новое место работы и должность. О вопросах, которые возникают на стадии обсуждения документа, рассказывает директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов:
Директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов Каждый госслужащий ежегодно предоставляет сведения о доходах – своих и членов своей семьи. Тем более что есть уже жёсткое закрепление в Конституции РФ – запреты, что госслужащий не может выезжать за пределы, иметь счета в иностранных банках, и так далее. Каждый год сведения подаются до 1 апреля. Получается, что их раньше не проверили на этот вопрос? Тем более, что и комиссия, и прокуратура естественно могут делать запрос в Росфинмониторинг, который может полностью предоставить движение всех денежных средств по картам. Я так понимаю, что это будет пересылка документов из антикоррупционной комиссии в прокуратуру, и уже прокуратура будет дополнительно проводить проверку. Это будет проверка на местах или по всей Российской Федерации, с учётом того, что госслужащий может работать в Смоленской области, а потом переехать, например, в Брянскую область.
После того, как Россия отказалась от европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, в стране начался своего рода «мозговой штурм». Например, депутаты от фракции «Новые люди» внесли в Госдуму законопроект, который предполагает создание отечественной комиссии по мониторингу и регулированию законодательства в области противодействия коррупции. Генпрокурор Игорь Краснов, в свою очередь, заявил ТАСС, что для надзорного ведомства «антикоррупционная деятельность стала ещё более значимой».