Северная столица опередила другие регионы по темпам восстановления туристического потока: если в среднем по внутренним направлениям число поездок за последний год увеличилось на 10%, то в Петербурге – на 33%. Главным вызовом по-прежнему остаётся недостаток иностранных путешественников: в год до пандемии город принял более 10 миллионов гостей, из которых почти 5 миллионов были иностранцами. В непростых условиях Смольный делает акцент на привлечение российских путешественников – одной из мер поддержки стала масштабная информационная кампания «Добро пожаловать в Петербург».
В прошлом году петербургская туристическая индустрия продолжила постепенное восстановление после пандемии. По официальным данным, город принял более 8 миллионов путешественников, если посмотреть структуру, то ситуация следующая: примерно 7 миллионов российских и всего 340 тысяч иностранных туристов. В сравнении с доковидным 2019 годом общий поток по числу гостей восстановился на 77%. Организованные группы, которые представляли собой наиболее пострадавшую категорию, также значительно увеличились и составили более 2,5 миллионов человек, что на 40% больше, чем в 2021 году. Продолжает директор Лиги туроператоров Петербурга Кирилл Соколов.
Директор Лиги туроператоров Петербурга Кирилл Соколов Я могу привести пример: стоимость автобусного трехдневного тура из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург всего 12 тысяч рублей. Для российского туриста как раз плюс, что Петербург и все участники петербургского рынка привыкли работать на очень высоком уровне: тридцать лет мы принимали иностранных гостей, поэтому сейчас российский турист получает то качество, которое было изначально для иностранного туриста. В этом плане Санкт-Петербург по-прежнему фаворит, на первом месте, и инфраструктура полностью готова к приему российских туристов.
Среди основных направлений в Петербурге остаются музейные экскурсии, а также круизы по Неве и Балтийскому морю. Постепенное восстановление турпотока привело и к росту отельного сегмента. При этом в сфере классических гостиниц в 2022 году было открыто два комплекса на 223 номера. По данным Смольного, 83% номерного фонда города приходится на средние и крупные отели. В качестве меры господдержки им предоставили льготу по налогу на имущество. Деятельность малых гостиниц и туркомпаний поддержали с помощью снижения ставок по упрощенной системе налогообложения. Об эффективности мер поддержки и готовности средств размещения к высокому сезону рассуждает основатель Международной профессиональной академии туризма, отельер Алёна Енова.
Основатель Международной профессиональной академии туризма, отельер Алёна Енова Я представитель малых средств размещения - то есть это не крупные международные холдинги. К сожалению, поддержки было немного. Но, безусловно, была моральная поддержка, что тоже хорошо, были диалоги, созданные чаты с представителями госструктур - это тоже было прекрасно. Но были неидеальные форматирования по ОКВЭДам, поэтому многие «малыши» не могли получить поддержку. Единственное, что было - СИЗы, один или два раза были МРОТы. Надеюсь, что сезон будет, мы ожидаем его, скрестив пальцы. В какой-то степени мы даже усилили свои позиции. Было время заниматься сотрудниками, амортизировать объекты. Другой вопрос, что было сложновато с какими-то реновирующими моментами, но сейчас общаюсь с коллегами, все объекты готовы.
Что касается сервисных апарт-отелей, то в прошлом году их номерной фонд в городе пополнился на 1500 юнитов в восьми комплексах. Такие средства размещения становятся всё более популярными благодаря комфортному и гибкому формату проживания. По итогам 2022 года уровень сервиса в апарт-отелях закрепился на уровне 4*, а цены начали приближаться, а в отдельные периоды и перегнали, классические гостиницы, рассказывает директор по маркетингу сети апарт-отелей YE’S Юдита Григайте.
Директор по маркетингу сети апарт-отелей YE’S Юдита Григайте Сегодня сервисные комплексы переживают новый этап снижения спроса на долгосрочную аренду и увеличение доли краткосрочного сегмента. Такая тенденция связана с активным переездом фрилансеров, IT-специалистов и самозанятых заграницей. При этом, планы на летний сезон более чем оптимистичны. Благодаря собственной гостиничной компании YE’S, нагрузка в апарт-отельной сети высокая в течение всего года, а в разгар туристического сезона мы ожидаем стопроцентные показатели в краткосрочном сегменте. Это связано как с увеличением внутреннего туристического потока, так и с постепенным открытием границ и развитием внешнего туризма, в том числе мы ожидаем в этом году наплыв туристов из Китая.
Ключевыми регионами для турпотока в Северную столицу остаются Москва и Московская область. По данным Смольного, оттуда приезжает треть всех внутренних путешественников. При этом москвичи чаще, чем гости из других городов, называют своей целью посещение деловых мероприятий и командировки. Обычно гости из московской агломерации приезжают в город на Неве дважды в год и проводят здесь по два-три дня.