В документе особо подчеркивается, что под определение отечественной продукции подпадет только та, которую выпустили именно российские производители. Это значит, что локализовавших свои предприятия иностранных брендов данная норма не коснется, выяснили «Известия». Вероятно, не затронет инициатива и товары из ЕАЭС, несмотря на формально единый рынок. К сетевым магазинам, которые обяжут выделять место под отечественные стиральные порошки, лаки, футболки и прочее, также есть определенные требования. Комментирует генеральный директор и совладелец Торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский:
Это не первая попытка продвинуть в сетях отечественную продукцию. Ранее, например, глава правительства Михаил Мишустин сообщил, что электроника с российскими процессорами получит преимущество при госзакупках. А в начале года первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак призвал законодательно закрепить минимальную долю российских товаров в сетевых продуктовых магазинах. Упомянуть стоит и недавнее заявление замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, который считает, что меры господдержки по развитию собственного производства не дадут нужного эффекта без комплексной работы по увеличению сбыта и узнаваемости отечественных брендов. Мнение председателя петербургской организации потребителей «Общественный контроль» Всеволода Вишневецкого:
Эксперты также не исключают, что торговые сети будут выполнять требования закона формально. Для этого есть проверенные годами маркетинговые механизмы. Например, российские бренды можно разместить на самой нижней полке стеллажа, который редко привлекает внимание покупателей, или выставить на отдельный стенд в глубине магазина. Другое дело, что законопроект может и без этого создать проблемы отечественным производителям. Речь о внутренней конкуренции за место. Так, если на какой-то фиксированной площади уже будут размещены товары локального бренда, то другому рядом места может не хватить. Так как требование нормативного акта формально выполнено, ритейлер вряд ли станет прилагать чрезмерные усилия для поиска альтернатив.