В Смольном заявили, что усилят борьбу с нелегальными перевозчиками по рекам и каналам. В состоявшемся на днях совещании приняли участие не только чиновники, но и представители прокуратуры, МВД и МЧС. За прошлую навигацию, по некоторым данным, в «серой зоне» было заработано около двух миллиардов рублей.
В Смольном проблему, связанную с недобросовестными судовладельцами, признали, однако официальная статистика у экспертов вызывает улыбку. В навигацию 2022 года в ходе рейдов Госморречнадзор выявил всего пять нелегальных перевозчиков. В рамках работы межведомственной комиссии подведомственное Смольному Агентство внешнего транспорта провело почти 70 рейдов. Было проверено около 200 судов, выявлено и пресечено более 100 административных правонарушений. Об эффективности такого рода проверок нам рассказала администратор одного из петербургских причалов.
Администратор одного из причалов Петербурга Если идут проверки в городе, например, в государственные праздники, то те, у кого плохо с документами, очень часто просто не высовываются в эти дни, или тихонько ходят по канальчикам, без Невы, чтобы не мозолить глаза. Я не знаю, какого уровня и что они предлагают. Какого у них качества катер? Они его пятьсот раз на Авито перекупили. Он, может быть, еле ходит. Каждый год какие-нибудь катера влетают в столбы, 4-5 катеров бьются очень сильно. Как можно не войти в Троицкий мост на Неве? Там за штурвалом сидят явно неадекватные люди.
Помимо безопасности, ещё одна проблема – демпинг: часовая аренда катера у недобросовестных перевозчиков стоит примерно 5-6 тысяч рублей, тогда как добросовестные из-за всех издержек вынуждены брать по 10 тысяч. Отдыхающие, как правило, не интересуются наличием лицензии или документами на судно, поэтому голосуют рублём. Об основных расходах, которые вынуждены закладывать в цену легальные перевозчики, рассказывает судовладелец Сергей.
Судовладелец Сергей В районе 120-150 тысяч будет стоить оформление документов, чтобы начать коммерческую деятельность со всеми страховками и прочим. Всё остальное - в зависимости от лодки. Среднее ТО сейчас выходит, если не экономить, в районе 20-25 тысяч на одну лодку. Если мы хотим это обслуживать качественно, и на сезон у нас большая нагрузка, то сразу умножайте это на 8-10 раз за сезон. Это я говорю про небольшие катера, которые работают в каналах, мы сейчас не берем большой пассажирский флот. Зимняя стоянка обходится в районе 10 тысяч в месяц. Умножайте: зимняя стоянка около 80 тысяч, и на летний период в хорошем месте стоянка стоит около 30 тысяч – тоже умножайте на 5 месяцев.
Фонд оплаты труда одного профессионального капитана у добросовестного перевозчика может достигать 250-300 тысяч рублей в месяц. Участники рынка отмечают, что зарплата, а также траты на содержание и запчасти составляют примерно 40% от всех расходов. Таким образом, по их словам, разговоры о сверхприбыли – это миф, дополнительным подтверждением чего можно назвать многочисленные объявления о продаже катеров, которые появляются в интернете каждую осень. При этом, по разным оценкам, так называемых «нелегалов» на рынке, как минимум, 20, а то и 25%. Рассуждает генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
Генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов Вопрос нелегальности перевозок во многом идет с точки зрения каналов продаж, как они осуществляются, потому что есть огромное количество судов, которые не занимаются цивилизованными продажами. Рядом с городскими причалами есть тумбочки, в которых торгут прямо на спуске. Понятно, что там вопросы есть и по налогам, по всем отчислениям. Они очень большие. Предложение: более жесткий контроль состояния судов, того, как осуществляются перевозки, как осуществляются продажи. В целом, это можно мониторить, мы неоднократно уже говорили с нашими различными комитетами, но каждый комитет говорит, что это не его зона ответственности. Как говорится, воз и ныне там.
Участники рынка подчёркивают, что недобросовестный – не значит нелегальный. Тонкий момент: лицензии на перевозку пассажиров нет, но катер оформлен официально. Как считается, одна из наиболее распространённых схем – это регистрация судна в реестре маломерных судов МЧС как бы для себя. В случае, если проверяющие проявляют заинтересованность, капитан отвечает, что бесплатно катает своих друзей. И пассажиры, как правило, это подтверждают.