ЦБ 20.04
$93.44
99.58
ММВБ 20.04
$
<
BRENT 20.04
$87.39
8166
RTS 20.04
1173.68
Telega_Mob

Ректор Горного университета Литвиненко предложил организовать дискуссию о будущем вузов России

Ректор Петербургского горного университета Владимир Литвиненко призвал организовать дискуссию о будущем высшей школы. По его словам, Россия отстаёт в технологическом развитии от всех постиндустриальных стран и зарабатывает на коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, то есть изобретений и полезных моделей, в 2-3 раза меньше, чем Швейцария.

Фото: Klim Musalimov / unsplash.com - Источник

К пагубным последствиям, по мнению Литвиненко, привело вовлечение России в Болонский процесс и замена специалитета на бакалавриат. Преподаватели отмечают, что за четыре года технические университеты попросту не успевают подготовить компетентных молодых специалистов, востребованных на рынке труда. В итоге их адаптация на производстве затягивается, что демотивирует и выпускников, и работодателей. Председатель комитета по труду Дмитрий Чернейко отмечает, что даже несмотря на Болонскую систему, процент трудоустройства выпускников Горного университета по специальности колеблется от 85 до 100%.

Председатель комитета по труду Дмитрий Чернейко Поверьте, это очень круто. Это говорит о том, что даже в этих условиях можно добиться очень хороших результатов. Есть интересное словосочетание: независимая оценка профессиональной квалификации. Также есть закон Российской Федерации, по которому с 1 июля 2016 года образовательные учреждения профессиональные квалификации не присваивают. Есть независимые системы оценки профессиональной квалификации. Если посочетать эту позицию, что ребята, давайте-ка мы сделаем систему общественной аккредитации всех образовательных профессиональных программ, и через это будем строить нашу дискуссию. Потому что, когда мы просто просим представителей бизнеса посидеть в аттестационной комиссии любого уровня - это хорошо. Но этого явно не достаточно. Желательно, чтобы весь образовательный процесс, вся программа четко сочеталась, особенно сегодня, с интересами производства, с интересами бизнеса. А дальше, исходя из этого, будет видно, сколько надо кого и чему учить 4 года, 5 лет, 6 лет или еще сколько-то.

В интервью изданию «Форпост Северо-Запад» ректор Горного отмечает, что не столько ход реформы высшей школы, сколько работу системы госуправления в целом характеризует поговорка: «у семи нянек дитя без глазу». В качестве примера он приводит ситуацию: разработка квалификационных требований к работникам и номенклатуры специальностей входит в функционал Министерства труда. Простыми словами, именно там определяют, сколько инженеров и каких именно требуется для экономики. В то же время, план приёма на бюджетные места в университетах и госстандарты высшего образования утверждает Минобрнауки. Получается, что решением взаимосвязанных задач занимаются две параллельные структуры. В итоге руководство предприятий жалуется на острый дефицит компетентных кадров, вузы говорят, что на их подготовку не выделено квот, а министерство пеняет на своих коллег из Минтруда, поскольку ориентируется на цифры и стандарты, которые готовят его специалисты. Необходимо выработать национальную концепцию подготовки инженерных кадров для ключевых отраслей народного хозяйства, отмечает проректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яна Клементовичус.

Проректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яна Клементовичус До недавнего времени в приоритете была именно ориентация на западную модель подготовки кадров, соответствующее разделение на уровни и продолжительность подготовки, а также формирование учебных планов по широкому кругу компетенций без выделения тех узких специализаций, которые были присущи специалитету. Может быть, слово «узких» не совсем правильно, но ориентированных именно на профессиональную деятельность. И сейчас, когда формируется понимание того, каким образом будут развиваться ключевые направления и отрасли народного хозяйства, настал такой момент, когда четко ответить на вопрос: по каким направлениям стоит сохранять прежнюю систему, по каким направлениям в кратчайшие сроки необходимо вернуть специалитет, потому что есть конкретный запрос, и эта перестройка должна произойти достаточно быстро.

Напомним, что в послании Федеральному Собранию президент предложил вернуться к традиционной системе обучения в вузах для того, чтобы сократить дефицит инженерных кадров. Однако, по словам Владимира Литвиненко, никто не собирает ректоров и не выясняет, по каким направлениям подготовки, например, есть программы специалитета, а по каким – нет. Какие специальности требуют увеличения сроков обучения, а где достаточно и четырёх лет занятий. Работа с абитуриентами уже заканчивается, скоро ЕГЭ. Но у вузов даже нет документа с перераспределением контрольных цифр приёма, и не очень понятно, на что ориентировать старшеклассников. В свете инициативы президента уже в следующем учебном году число бюджетных мест на специалитете в технических университетах должно быть, как минимум, больше, чем на бакалавриате. Но пока предпосылок к этому нет. Рассуждает председатель Родительского комитета Петербурга Михаил Богданов.

Председатель Родительского комитета Петербурга Михаил Богданов Есть два министерства. Одно выпускает школьников - министерство просвещения, и есть министерство образования и науки, которое отвечает за вузы. Между ними происходит некая странная раскоородинация, которая приводит действительно к дисбалансу в приемной кампании. Выпускники, выходя из школы, по сути дела, попадают уже не первый год в ситуацию «русская рулетка», когда правила игры по приему документов по результатам ЕГЭ, сертификатов, зачета баллов и всего остального переиначиваются каждый год, и, по сути дела, эта безумная свистопляска возникает каждый год: до четверти детей не попадают туда, куда хотят, а то и больше. В конечном счете всё сводится к тому, что дети оказываются на тех направлениях вузов и в тех профессиях, которые для них становятся некой формальностью, поступить просто для того, чтобы хоть куда-то поступить, и желательно на бюджет.

Адаптация выпускника к потребностям рынка, это, по мнению Литвиненко, переход к подготовке специалиста с высшим образованием (5-6 лет подготовки) с защитой дипломного проекта и присвоением квалификации «Инженер». По желанию в конце четвёртого года обучения после подготовки и защиты квалификационной работы может присваиваться международная квалификация «Бакалавр». При этом предметы по специализации должны включаться в пятый и шестой годы обучения.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил создать совет при губернаторе по обеспечению экономики Петербурга кадровыми ресурсами. В него…
В воскресенье в Северной столице ожидается сильный ветер и налипание мокрого снега.
По данным депутата Госдумы от Петербурга, доля кредитов в инвестициях предприятий составляет менее 10%, примерно 60% затрат бизнесмены вынуждены покрывать…
Адвокаты теряют независимость и самоуправляемость. К такому выводу пришли некоторые эксперты, проанализировав поправки в профильный закон, которые Госдума…

Комментарии

    179
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.