И ещё 14% признали - проблемы могут начаться в будущем. При этом эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН подчёркивают, что предприниматели всё больше применяют «активные» методы адаптации к кризису, пишет РБК. Примечательно, что эти данные несколько расходятся с опросом агентства «Эксперт РА», Института комплексных стратегических исследований, а также Института экономики роста имени Столыпина. Согласно второму исследованию, предприниматели сосредоточились на том, чтобы «выжить».
Два исследования появились в СМИ с временной разницей почти в 10 дней, однако концептуальная разница – намного больше. Если пунктирно, то опрос Российской академии наук сводится к следующему: доля бизнеса, сообщившего об отсутствии негативного влияния санкций, относительно высока – 19,2%, треть респондентов начали модернизацию производства, при этом доля тех, кто сокращает расходы на инвестиции, снизилась. Более того, предприниматели показывают высокие адаптивные способности: всё больше предприятий выбирает наступательные стратегии борьбы с кризисом. Учёные РАН резюмируют, что это свидетельствует о наличии у многих отечественных компаний «серьёзных ресурсных возможностей и компетенций, позволяющих развиваться даже в весьма сложных условиях». О развитии ситуации в динамике рассуждает совладелица сети «Максидом», кандидат экономических наук Мария Евневич.
Совладелица сети «Максидом», кандидат экономических наук Мария Евневич Мне трудно судить обо всех отраслях, я могу только за свою сказать. Если говорить о том, что происходило с бизнесом за последний год, то в начале года и в первую половину мы не почувствовали вообще никаких перемен. Изменения начались, когда началась мобилизация, потому что люди начали больше экономить. Естественно, что постоянно мы испытывали, в некоторой степени, давление от фактора снижения доходов населения. Как мы понимаем, наименее эластичны по доходам и ценам сектора продовольственной торговли, фармацевтики и так далее. То, что касается одежды и товаров для дома, ремонта, путешествий и развлечений - на этом начинают экономить в первую очередь. А если говорить об ассортименте, то никаких особенных проблем мы не испытывали и не испытываем. Да, какие-то бренды покинули Россию, но они все заменяемы. Даже параллельный импорт менее необходим, можно купить просто другой шуруповёрт. Если говорить об ушедших розничных брендах, например, IKEA и так далее, у них было много азиатских, российских поставщиков. Со всеми, с кем могли, мы еще в апреле заключили контракт.
Второе исследование провели агентство «Эксперт РА», Институт комплексных стратегических исследований, а также Институт экономики роста имени Столыпина. Результаты опроса отличаются от данных Российской академии наук. Вот лишь некоторые выводы (цитаты по РБК): в ближайшие год-два выпускать новую продукцию не планируют более 40% предпринимателей, те же, кто собирается это делать, в основном стремятся адаптировать к новым условиям уже существующие товары. Значительная часть российского бизнеса сегодня фактически ориентирована не на развитие, а скорее на выживание, делают вывод авторы исследования. Рассуждает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров Проблемы общие. Российские компании сейчас при работе на внешних рынках вынуждены предоставлять дисконт с точки зрения стоимости своей продукции. При этом, мы покупаем товары по более высокой цене. Иногда даже по завышенной. Растет инфляционное давление, но, в то же время, надо понимать, что есть и проблема с тем, что касается ситуации с точки зрения потребительского и инвестиционного спроса. Здесь тоже есть серьезные проблемы, и понятно, что бизнес не может их не учитывать. Поэтому сейчас мы, конечно, видим, что уровень неуверенности существенно снизился, бизнес сосредоточился на тактических шагах. То есть, бизнес с осторожностью принимает решения о каких-то крупных инвестициях, если нет гарантированного заказа, и так далее. Поэтому в данном случае можно, наверное, констатировать, что сейчас экономика действительно находится в стадии определенного упрощения.
Ситуацию усугубляют завышенный курс рубля и высокая фискальная нагрузка, что ставит российские компании в невыгодное положение по сравнению с поставщиками дешёвого импорта, подчёркивают аналитики. По данным исследователей из «Эксперт РА», ИКСИ и Института имени Столыпина, неизбежным результатом станет переключение потребителей на недорогие импортные товары – так считают 45% опрошенных, которые видят риск доминирования на российском рынке китайских и других поставщиков из дружественных или нейтральных стран.