Максим Тихонов: Ключевой вопрос, который все ещё беспокоит предпринимателей, — это мобилизация. Было принято несколько решений, в частности им дали отсрочку на пять дней от призыва для того, чтобы была возможность передать дела, а также сняли запрет на занятия предпринимательской деятельностью для лиц, которые призваны из запаса. На ваш взгляд, насколько то, что предложено, позволяет хотя бы частично решить проблемы, с которыми столкнулись предприниматели?
Дарья Титкова: Безусловно, данная инициатива является необходимой сейчас и, возможно, в дальнейшем, так как до введения данной нормы закон запрещал любую предпринимательскую деятельность военнослужащим, к которым приравниваются мобилизованные.
Несмотря на пятидневный срок для передачи полномочий мобилизованного доверенному лицу, просто необходимо заранее подготовить комплект документов, который позволял бы оперативно передать все свои полномочия и руководство, например, доверительному управляющему.
Максим Тихонов: Дальнейшие послабления, на ваш взгляд, возможны? Ранее бизнесмены просили установить лимит на призыв с одного предприятия, предоставить бронь ключевому менеджменту и так далее.
Дарья Титкова: Государство старается поддержать малый и средний бизнес. Принимаются законы, которые позволяют, например, предоставить кредитные каникулы для предпринимателей. Мы видим, что подписываются распоряжения, которые дают право индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, где у нас мобилизованный гражданин является учредителем и директором, делать отсрочку по договорам аренды федерального имущества. Я думаю, что в дальнейшем такая инициатива как предоставление неких броней тоже возможна, но мы идём постепенно. Думаю, что это также могло бы поддержать бизнес, потому что быстро и оперативно найти сотрудников, которые могли бы заменить тех, кто давно работает на предприятии, или самого индивидуального предпринимателя — довольно проблематично.
Максим Тихонов: Ещё одна тема, которая также широко обсуждалась в предпринимательских кругах, — это заявление главы МВД Владимира Колокольцева, который призвал отказаться от возбуждения уголовных дел по заявлению одной из сторон экономического спора. Это давний инструмент в конкурентной борьбе. На ваш взгляд, насколько эта история сегодня может изменить сложившуюся практику?
Дарья Титкова: С одной стороны, данная инициатива, в случае её закрепления на законодательном уровне, может стать одной из мер по выполнению поручений президента, которые были им даны ещё летом на Петербургском международном экономическом форуме о декриминализации отдельных преступлений в сфере предпринимательства. С другой стороны, можно говорить о том, что появятся недобросовестные предприниматели, которые смогут воспользоваться данной новеллой, и постараются избежать уголовного преследования, будут злоупотреблять правами в рамках гражданского права.
Максим Тихонов: Можно будет доказывать, что всё это экономический спор, но при этом там есть основа для мошенничества, я правильно понимаю?
Дарья Титкова: Да, всё верно. И они, тем самым, будут лишать вторую сторону конфликта, своего оппонента, действенного механизма уголовного наказания. А ведь именно этот механизм является средством самозащиты общества и предпринимателей от преступных посягательств. Поэтому, на мой взгляд, необходимо очень взвешенно и внимательно подходить к данному предложению.
Максим Тихонов: А суды сегодня готовы так скрупулёзно вникать, учитывая вал дел, которые рассматриваются?
Дарья Титкова:
Я думаю, что для судов мало что изменится, а с точки зрения правоохранительных органов, конечно, облегчит им жизнь, и даст некий карт-бланш на отказные постановления.
Максим Тихонов: Ещё одна тема: власти намерены стимулировать таксистов и курьеров перечислять деньги на свою будущую пенсию. Речь идёт о тех, кто работает с популярными цифровыми платформами, такими как «Яндекс», «Сбер», «Профи.ру» и так далее. Взамен на добровольное отчисление сотрудникам обещают выгодные заказы, ряд льгот от компании. С одной стороны, звучит всё довольно позитивно, с другой стороны, перекладывается ответственность с компании на непосредственно сотрудника. Насколько здесь оправдан именно такой подход?
Дарья Титкова: На мой взгляд, это нововведение можно оценивать как одно из проявлений развития института самозанятых в России, который довольно молодой, но показывает свою эффективность и, безусловно, положительную тенденцию в развитии этого института.
Минтруд старается соблюсти баланс интересов платформ и работников и создать условия, при которых работнику самому будет выгодно производить отчисления, пенсионное и социальное страхование, больничные, отпускные.
На мой взгляд, конечно же, это положительная тенденция. С одной стороны, можно было бы, конечно, обязать платформы, но с другой стороны, работники вправе сами делать отчисления и получать за это некие поблажки от платформ. Это положительная инициатива, и в дальнейшем, я думаю, механизм самозанятых в нашей стране будет развиваться только лучше.
Максим Тихонов: Здесь баланс соблюдён?
Дарья Титкова: На мой взгляд, да.