В наступившем году ситуацию будут определять сразу несколько новых трендов. Один из основных – необходимость заместить тех сотрудников, которые были призваны по мобилизации. Так, уже в сентябре 2022-го, по данным РБК со ссылкой на экспертов, многие компании столкнулись с дефицитом молодых мужчин, причем на самых разных позициях. Около 15% организаций начали нанимать на эти внезапно открывшиеся вакансии женщин, 8% - более возрастных специалистов, еще 7% компаний обходились временными работниками или сотрудниками на удаленке. На такие негласные запросы оперативно отреагировали в Госдуме. В частности, зампред комитета по экономической политике Станислав Наумов в интервью «Парламентской газете» заявил, что работодателям, включая сегменты ИП и МСП, важно помочь быстро и качественно повысить квалификацию сотрудников, которым предстоит замещать должности тех, кто отправился на фронт. Второй задачей была обозначена оперативная подготовка кадров по специальностям, востребованным экономикой. И тут речь не только об «айтишниках», но и, например, об авиа- и кораблестроителях. По планам правительства, в 2023-м квоты на обучение таких специалистов будут увеличены с 30 до 40%. Впрочем, генеральный директор кадрового агентства «Охота» Александр Перцовский отмечает на рынке труда совсем другие тенденции.
При этом, согласно декабрьскому исследованию порталов «Работа.ру» и «СберПодбор», самый большой дефицит работодатели испытывают при поиске линейного и массового персонала – например, курьеров, рабочих или кассиров. Более трети организаций не могут найти менеджеров уже среднего звена, а чуть меньше 10% испытывают острую необходимость в квалифицированных руководителях. Кроме того, по прогнозам Минтруда, в 2023-м почти 140 тысяч россиян освоят новые профессии – для этого на два года продлена программа переквалификации в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Переобучиться по ней смогут безработные, предпенсионеры и женщины в декретном отпуске, а также граждане Украины, получившие временное убежище в РФ. Помогут с новой профессией за счет бюджета и молодым людям до 35 лет, которые не могут найти работу по специальности. Любопытно, что в обновленном перечне профессий, которые можно освоить, есть и такие остроактуальные как барбер, бровист или визажист. Кроме того, некоторые профессиональные навыки можно будет получить дистанционно и на платной основе – например, флориста, тренера, социального работника, логопеда и даже слесаря-сантехника. По словам члена Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, стоимость курсов, в зависимости от выбранной программы, может составить и три тысячи рублей, а может превысить и сто. Депутат Законодательного собрания Петербурга Роман Кононенко убежден, что возможность профессиональной переподготовки – это отличный тренд, но в нем надо отходить от обучения кадров для сферы услуг.
Добавим, что в конце прошлого года в правительстве попытались разрядить обстановку с дефицитом кадров в здравоохранении. В частности, согласно опубликованному постановлению, которое некоторые медики называю весьма спорным, на работу хирургами и анестезиологами рекомендовано принимать врачей с дипломами по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия». Профессиональная переподготовка для них должна занимать не менее 9 месяцев.