Общероссийское объединение пассажиров предложило заменить солидарную ответственность агрегаторов такси и перевозчиков в случае ДТП на субсидиарную. Иначе стоимость поездок может вырасти кратно, пишут «Известия», отмечая, что инициатива направлена в комитет Госдумы по транспорту.
Аргументы Общероссийского объединения пассажиров следующие: нельзя вводить солидарную ответственность за аварию, если агрегатор в ней не виноват. Ведь, согласно Гражданскому кодексу, солидарная ответственность наступает только для лиц, совместно причинивших вред. Если норму каким-либо образом пропишут, то агрегаторы будут вынуждены закладывать в стоимость чужие риски, то есть – риски конкретного водителя такси. И стоимость поездок неминуемо увеличится, другими словами – как всегда из своего кошелька заплатит пассажир. Адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Сергей Краузе считает, что поправки вносить не целесообразно.
Адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Сергей Краузе Во-первых, агрегатор контролирует ситуацию через допуск водителей к управлению транспортным средством. Здесь целесообразно этот контроль осуществлять с учетом возможных рисков, касающихся стажа водителей, наличия страховки. Может быть, даже поставят требования о расширении страховки. Если мы уходим от ответственности агрегаторов, то тогда в очень плохом положении оказываются пассажиры, попавшие в ДТП. Здесь, как правило, от водителей очень сложно добиться какого-то возмещения. А с агрегатором это сделать проще. Солидарная ответственность предполагает в том числе и дальнейшее распределение бремени двух должников. Агрегатор может потребовать, в свою очередь, доплату с водителя.
Ещё один аргумент Общероссийского объединения пассажиров заключается в том, что перекладывание финансовой ответственности за вину водителей на плечи агрегаторов будет формировать «правовой нигилизм в водительской среде». А это, в свою очередь, повысит уровень аварийности в такси. Оценить возможную замену солидарной ответственности агрегаторов такси и перевозчиков в случае ДТП на субсидиарную мы попросили председателя некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий Петербурга Юрия Вейкова.
Председатель некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков Есть перевозчик, который берет на себя ответственность. Если мы рассуждаем с позиции действующих сейчас уставов автомобильного транспорта, который имеет и права, и обязанности. Данное предложение предполагает разграничение прав и обязанностей. То есть, если мы говорим про права, то это всё идет в сторону агрегаторов. Схема такая: агрегатор передает некую «подключашку» промежуточной организации, которая работает с водителями. Тогда давайте определим всю эту цепочку: есть какая-то промежуточная организация, она тоже имеет определенную долю ответственности, и есть водитель, который тоже имеет долю ответственности. Пугание людей по поводу того, что если вы это примете, то увеличится стоимость такси, маловероятно, особенно в условиях нынешней конкуренции.
Председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилёв инициативу Общероссийского объединения пассажиров не поддерживает. Напротив, по его мнению, в случае ДТП должностные лица агрегатора должны нести ответственность вплоть до уголовной.
Председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилёв Если мы сейчас вообще уберем агрегаторы из этой истории, то там вообще непонятно кто будет работать, либо по фальшивым документам. Они не будут нести никакой ответственности. Так нельзя делать ни в коем случае. Наоборот, агрегатор должен нести полную ответственность, вплоть до уголовной. Например, в случае смерти пешехода или пассажира. По факту могут быть некачественные услуги. Тогда возбуждается уголовное дело с разбирательством, кто виноват. Поэтому, если агрегатор берет людей с фальшивыми правами и фиктивными документами, то они должны нести полнейшую ответственность.
Отметим, что рассмотреть законопроект о такси во втором чтении Госдума планирует в ноябре. Среди предполагаемых нововведений – возможность для самозанятых работать в такси, заключив договор с агрегатором напрямую без регистрации ИП. Деятельность таких водителей планируют контролировать, опираясь на сведения, которые будут аккумулироваться в региональной информационной системе. В числе положений, которые вызвали широкий резонанс, – обязанность агрегаторов предоставлять данные в ФСБ.