У российского правосудия в сфере гражданских отношений достаточно инструментов для того, чтобы ускорить процедуру рассмотрения дел: от подачи документов в электронном виде и онлайн-заседаний до судебных приказов и упрощенного судопроизводства.
Согласно судебной статистике за 2021 год более 680 тысяч дел были рассмотрены арбитражными судами в течение 1,5 - 3 месяцев, а более 480 тысяч - в период от 3 месяцев до 1 года включительно, и это только одна инстанция!
В любой категории споров есть «долгожители». Так, длительное рассмотрение судебных дел характерно для процедур банкротства, сферы недвижимости и споров по договорам подряда (как правило, в последних двух категориях длительность рассмотрения связана с проведением экспертиз). Свои коррективы внесла и пандемия: в 2020-2021 процедуры затягивались в связи с закрытием судов и болезнями судей.
Претензия - исковое заявление - несколько заседаний в первой инстанции - решение - апелляция - исполнительный лист - вот алгоритм судебного спора, который понятен любому предпринимателю.
Растянуть его могут, например, отложенные заседания, экспертизы, заявления о фальсификации, кассационные жалобы в окружные суды и Верховный суд с ходатайством о приостановлении действия решения, оспаривание действий приставов. Причем делают это стороны не по злому умыслу - каждый уверен в своей правоте.
Именно такие споры, как правило, длятся несколько лет. Кроме того, получение судебного акта и далее – исполнительного лиcта – не означает удовлетворение денежного требования. И здесь обычно активно используют инициирование банкротных процедур (если суммы долга достаточно), либо взыскание через банковские счета.
В одном из наших дел в другом регионе России исполнительное производство длится с 2016 года, при этом не была своевременно получена информация о смерти должника.
В другом известном нам деле в силу технического сбоя не были выставлены инкассовые поручения к одному из банковских счетов должника. В связи с чем должник смог вывести деньги.
В третьем деле пристав ошибочно списал средства в пользу взыскателя при наличии судебного акта о приостановлении исполнительного производства. В основном, все эти случаи связаны с человеческим фактором – чрезмерной загрузкой приставов, техническими сбоями компьютерных программ, недостаточным контролем за ходом исполнительного производства со стороны взыскателя.
Длительные тяжбы влекут для обеих сторон и косвенные расходы: для заемщика, участвующего в судебных спорах, банки могут повысить процентную ставку. Почти во всех договорах с ними заложены ковенанты, при наступлении которых понижается рейтинг заемщика, что в свою очередь влечет создание 100% резерва подсудной задолженности для банков, а для заемщиков может стать основанием для досрочного возврата займа. Проблемы оперативного взыскания долгов в 2022 году связаны также с мораторием на банкротство, ограничившим возможность принудительного взыскания.
К сожалению, средний и малый бизнес зачастую платит более высокую цену за гласность судебного производства, по сравнению с крупным, имеющим больше возможностей для снятия напряжения у кредиторов. Не стоит забывать и о репутационных потерях, например, частое упоминание в СМИ в негативном контексте.
Рассмотрение дела в судах контролируется государством, судебный процесс является публичным и гласным, его порядок формализован процессуальными кодексами, понятна этапность рассмотрения дела. При этом при рассмотрении дела в суде, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. И все же судебное решение ориентировано на победу одной точки зрения, почти всегда – есть выигравшие и проигравшие.
Ритм жизни, закрытие судов в пандемию, желание получить результат «здесь и сейчас», наличие «точек соприкосновения», которые могут помочь решить проблему нетипичным способом приводят предпринимателей к поиску альтернативных инструментов. Именно поэтому с 2020 года резко возросло внимание к медиации, в том числе среди налоговых органов.
Альтернатива тяжбам - медиация или внесудебное урегулирование конфликта с привлечением независимого посредника.
Медиация основана на автономности участников, ориентирована на личные убеждения и субъективные интересы сторон, уважение интересов и точек зрения каждой стороны. Принципами медиации являются конфиденциальность, нейтральность, добровольность и равноправие.
Принципами медиации являются конфиденциальность, нейтральность, добровольность и равноправие
Немаловажно, что медиация конфиденциальна: и сам спор, и способы его решения не будут известны широкому кругу лиц, что позволяет сохранить деловую репутацию сторон и избежать негативных последствий, свойственных публичных спорам.
Процедура медиации – это достаточно формализованная процедура, в которой есть свои стадии, а каждая стадия имеет предназначение и направлена на урегулирование конфликта.
В медиации посредник позволяет сторонам предъявить друг другу претензии, при этом эмоциональность высказывания (естественно, с соблюдением правил вежливости) не будет препятствием. Отмечу, что предпринимательские споры, на мой взгляд, все же менее эмоциональны, чем личные или семейный конфликты.
Искусство медиатора состоит в том, чтобы вовремя погасить конфликт и в ходе общения с его сторонами помочь им найти максимально выгодное решение. Нам известны случаи, когда корпоративные конфликты удавалось решить в результате медиации, потому что стороны поговорили, выяснили, в чем заключается их недопонимание. В основе любого конфликта лежит интерес, деньги же – это форма выражения интереса, но исследование конфликта гораздо глубже.
Медиатор не занимает роль судьи, не предлагает решение, его задача – помочь сторонам выйти на диалог и договориться между собой, найти решение win-win и заключить соглашение. Медиативное соглашение, подтвержденное нотариусом, имеет силу исполнительного документа. Но в отличие от решения суда, к исполнению которого принуждают приставы, в медиации стороны мотивированы выполнить соглашение добровольно.
Медиация давно получила распространение за рубежом, а в российском праве известна с 2010, когда был принят соответствующий закон, и более того - большинство юристов и предпринимателей в ходе ведения переговоров так или иначе используют медиативные техники.
В свое время мне довелось вести сложный девелоперский проект. При расселении аварийного дома один из собственников квартир отказывался от всех предложений девелопера. Многочисленные суды не приводили к результату: не было достаточных оснований к принудительному выселению и прекращению права собственности несговорчивого жильца. И только благодаря переговорам ситуацию удалось разрешить со знаком плюс для всех участников процесса. Похожих историй с расселением в нашей практике немало.
К одним из успешных кейсов с использованием медиативных техник можно отнести также урегулирование спора рестораторов с органами государственной власти Санкт-Петербурга по нашумевшему «закону о наливайках».
Порой только переговоры и медиация становятся тем волшебным инструментом, который способен разрешить затянувшийся конфликт.
Развитие примирительных процедур - одно из приоритетных направлений совершенствования существующих в России механизмов разрешения споров и защиты нарушенных субъективных прав. Переговоры и медиация позволяют существенно ускорить процесс достижения позитивного результата для всех сторон спора.