Из-за недостаточной эффективности экономики потери России могут приближаться к четырём триллионам рублей. Такие данные со ссылкой на гендиректора Федерального центра компетенций Николая Соломона приводит «Российская газета».
Расчёт производился следующим образом: к 2024 году через нацпроект «Производительность труда» должны пройти 6,5 тысяч предприятий. Их потери из-за неэффективности могут составить 700 миллиардов рублей. Всего же в отраслях, участвующих в национальном проекте, занято 35 тысяч компаний в различных отраслях, то есть в общей сложности «недостача» рискует приблизиться к четырём триллионам. О «плюсах» и «минусах» нацпроекта рассказывает генеральный директор «Фирмы Изотерм» Виктория Нестерова.
Генеральный директор «Фирмы Изотерм» Виктория НестероваМы стали участниками этого национального проекта в 2020 году. Если мы в 2019 году могли сутки делать максимум 190 условных единиц продукции, то на сегодня и с помощью специалистов этого национального проекта, мы можем делать до 330 единиц продукции в сутки. Для того, чтобы стать участником этого национального проекта, нужно пройти по определенным критериям. Например, нужно, чтобы выручка, отгрузка из НДС составляла 500 миллионов рублей, не меньше. Я хочу сказать, что у нас в эту категорию попадет минимальное количество малых и средних предприятий, потому что полмиллиарда рублей для промышленного предприятия – это достаточно большой объем. И для того, чтобы больше охватывать предприятий, нужно снижать этот порог. Нам же нужно выращивать из малых – в средние, из средних – в крупные.
Недостаточно активное участие предприятий в нацпроекте «Производительность труда» может быть связана, в частности, с традиционным недоверием бизнеса к государству, рассуждает профессор Высшей школы экономики в Петербурге Александр Скоробогатов. Однако есть и другие – системные – проблемы.
Профессор Высшей школы экономики в Петербурге Александр СкоробогатовУ нас, на самом деле, миллионы людей делают такую работу. Например, какие-то бумажки, отчеты – там огромное количество цифр, названий, чего-то еще. Нужно смотреть, в правильную ли ячейку ты вбил нужное число, и все эти. И у нас миллионы человек и часов уходят на то, чтобы заниматься, на самом деле, совершенно тупой работой. Всё это можно алгоритмизировать. Можно писать коды, которые будут заменять человека машиной на таких направлениях. Здесь огромный потенциал роста производительности. Но понятно, почему это всё тормозится. В результате внедрения такого рода процессов люди будут оказываться на улице. Самих людей часто все устраивает. Какую-нибудь бумажную, малоинтеллектуальную работу выполняет, получает какую-нибудь зарплату и больше ничего не надо.
Экономический эффект от реализации нацпроекта «Производительность труда» в Петербурге оценивается в 580 миллионов рублей, приводит ТАСС статистику от Федерального центра компетенций. В целом по России он составил 136 миллиардов. Отмечается, что фонд оплаты труда на предприятиях, участвующих в проекте, увеличился на 47 миллиардов. В первую очередь, бизнесмены планируют оптимизировать офисные процессы.