Существует четыре базовых позиции человека: отношение к себе, к другим, к миру и к высшему. Бессознательно мы живём в одной из четырех парадигм: я лучше других, я хуже других, я такой же хороший, как и другие, я такой же плохой, как и все. Источники этих убеждений лежат в раннем детстве и формируют условия жизни человека.
Эрик Берн, американский психотерапевт, автор теории трансактного анализа в терапии, в известной книге «Игры, в которые играют люди» сделал вывод о том, что в общении друг с другом люди используют не прямое поведение, а эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. В основе этих состояний лежат психологические схемы. Например, схема Я лучше тебя соответствует поведению родителя. Схема Я хуже тебя - демонстрирует поведение ребенка, и только осознанная позиция Я такой же хороший, как и ты, является схемой взрослого и принадлежит зрелой личности. Доверие и любовь к себе и к миру является начальной позицией человека. Вернуться в нее можно, сознательно изменив отношение к себе и к другим, модернизировав детский сценарий.
Чтобы понять, какой сценарий мы проживаем, можно вспомнить, что говорили про нас родители в детстве. Если нас часто ругали и наказывали, мы не доверяем миру, и считаем себя лучше остальных. Если нас сравнивали с другими не в нашу пользу, мы и сейчас считаем себя хуже или слабее. Если мы чувствовали родительское равнодушие, мы не ждём ничего хорошего ни от себя, ни от жизни вообще. До семи лет наш мир - это родители, и если наши поделки выбрасывали, а нам говорили «не мешай», то и сегодня, скорее всего, люди не одобряют наше творчество и мы чувствуем себя лишними на празднике жизни.
Эрик Берн считал, что никогда не поздно иметь счастливое детство. Человек не должен проживать свой сценарий от начала до конца. Именно Берн был родоначальником метода сторителинга, сбывающихся историй о прошлом и будущем, которые сегодня используют в коучинге. Он предлагал клиентам написать историю своей жизни, чтобы провести совместный анализ жизненного сценария. Наши воспоминания детских событий, радостных или болезненных, созданы восприятием ребенка. Реакция взрослого на эти события будет другой. Выход из детско-родительской игры возможен, если вернуться в картину мира, где я в порядке и мир в порядке. Для этого нужно наблюдать за собой, честно признать свое эго-состояния Родителя или Ребенка и в каждой новой коммуникации сознательно менять свое отношение к себе и к людям.