Факт на лицо: старт продаж Tesla Model 3 - самого недорого электромобиля Илана Маска - мгновенно отразился на спросе: продажи личного электротранспорта в Норвегии составили 58%, а с гибридами – все 69%. И дело не в экологической ответственности норвежских автовладельцев, а в банальной экономии денег. Суть в том, что Норвегия, финансовая система которой на 2\3 держится на продаже нефти и газа, из бюджета компенсирует гражданам покупку электротранспорта. Норвежцы, купившие электромобиль, не платят ввозные пошлины, транспортный налог, налог на имущество и даже НДС. Для них бесплатны все дороги, парковки и паромные переправы в стране. Кроме того, владельцы электромобилей могут смело передвигаться по полосам общественного транспорта.
Суммарная экономия такова, что электромобили и гибриды в Норвегии просто выгоднее любого сопоставимого по классу авто с обычным мотором. Кроссовер Tesla Model X дешевле дизельных кроссоверов BMW, Mercedes или Volvo. И так в любой стране, где продажи электротранспорта хоть как-то заметны.
В тех же США базовая Tesla Model 3 стоит 35 000$, что, например, дешевле кроссовера BMW X2. Кроме того, от государства покупатель электромобиля Tesla тут же получает 7500$ компенсации: по их меркам Model 3 – почти бюджетник.
Беда в том, что аттракцион государственной щедрости не бесконечен. Например, в штате Джорджия после того как кончились деньги на компенсации, продажи электромобилей обвалились на 80%. Такая же ситуация в свое время произошла в Дании. А в Гонконге после отмены всех льгот продажи Tesla упали до 0.
Заканчиваются деньги и в Норвегии. Власти уже сократили скидки на проезд, парковку и часть налогов. А с 2021 года есть вероятность полной отмены льгот. В стране планируют просто запретить продажу машин с обычным мотором. В США такая же история. До конца 2019 года компенсация за Tesla упадет до 1900$. Вот тогда мы и посмотрим на статистику продаж электромобилей, если, конечно, в свободных странах людям не запретят покупать бензиновые и дизельные машины.