В России Ford начинал за здравие. Очень удачная модель Focus открыла старт российскому производству. Еще более успешный Focus второго поколения укрепил положение дел, возведя продажи марки в России на вершину рейтинга.
Завод Ford во Всеволожске – первый полноценный завод импортного автомобильного бренда в России. Запущен в 2002 году. Выпускает модели Ford Focus и Ford Mondeo.
Первые звоночки раздались во второй половине 2000-х годов, когда ситуацию расстроил мировой кризис 2008-2012 годов. В отличие от Китая, где рабочие готовы были трудиться за «плошку риса», наши требовали нормальной зарплаты, на что Ford, видимо, не рассчитывал. Начались первые забастовки.
В это же время к управлению компанией в США пришел новый менеджер – Алан Меллали, который представил антикризисную программу развития, последствия которой и аукнулись компании сегодня.
Программа One Ford подразумевала масштабные сокращения, избавление от неликвидных активов и, главное – переход всех рынков компании вне зависимости от предпочтений на единые модели ради уменьшения издержек. Так в гамме появился Ford Focus третьего поколения – яркий, но непрактичный, с дорогими опциями и высокой ценой. Продажи начали падать.
На помощь «Фокусу», который уже вытесняли более дешевые «Солярисы», «Рио» и «Поло Седаны», в Ленобласть вместо «бюджетника» послали еще более дорогой седан Mondeo.
Параллельно Ford, рассчитывая на льготы, открыл в России еще два производства. В результате все площадки остались недозагруженными, причем с неликвидными моделями. Но больше всех - именно Всеволожск, который при мощности в 125 000 машин в год выдавал всего 16 500 единиц.
ИТОГ. Ford во время затяжного кризиса проигнорировал требования локальных рынков по моделям, проспал кроссоверный тренд и «распылил» производство. Самое удивительное, что в Европе и даже в Китае у бренда почти те же проблемы.
За ошибки руководства Ford теперь будут расплачиваться рабочие, в том числе российские. Если заводы марки оперативно не перекупят конкуренты, Всеволожск и Набережные Челны ждут многотысячные сокращения. Есть надежда на Volkswagen, руководство которого было замечено на предприятии в Ленобласти.