В 60-х годах прошлого века американский психолог Джой Гилфорд разработал тест для измерения эмоционального интеллекта. Тест состоит из четырех частей, каждая измеряет свою способность, умение понимать вербальные и невербальные эмоции другого и предвидеть развитие ситуаций. Интересно, что люди с высокими результатами хуже справляются с работой, где требуются простые действия. Они тонко чувствуют настроение клиентов и не умеют быть навязчивыми. В то время как о людях с низкими показателями эмоционального интеллекта говорят: ты их в дверь - они в окно. Такие люди плохо понимают контекст, поэтому не переживают из-за нюансов отношений.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей для решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Понятие эмоционального или социального интеллекта появилось как альтернатива показателю IQ. Социологи заметили, что высокий показатель IQ не гарантирует успешность человека в карьере и в жизни. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими, они устанавливают прочные эмоциональные связи, могут управлять своими эмоциями, понимать и признавать их. Доказано, что эмоциональный интеллект развивается с 9 лет.
Эмоциональный интеллект называют также дальновидностью в межличностных отношениях. Предсказуемость в коммуникациях и непредсказуемость в творчестве - вот то, что ждёт современный инновационный бизнес от его участников. Дивергентные коммуникации и низкий эмоциональный интеллект - признаки маргинальной культуры. А немногословные, суровые на вид люди в хороших костюмах, которые умеют настоять на своем, - и сегодня нередкость в российском бизнесе. Есть хорошая новость - проверку гибких навыков собираются включить в Единый государственный экзамен. Правда, прежде чем проверять, нужно научить, поэтому образовательную систему России ждет реформирование. Коммуникации, кооперация, креативность и критическое мышление - навыки, которые нужно развивать в начальной школе. Иметь свое мнение и уметь свободно общаться важнее, чем знать, где находится столица на карте. Потому что выучить карту можно в любом возрасте, а свободное общение, творчество и умение задавать вопросы с трудом компенсируются в зрелости.