Реклама начала века была рациональной. Дефицитная экономика считала, что достаточно сообщать людям правдивые факты о товарах. В конце 40-х годов угроза перепроизводства сделала рекламу двигателем торговли, а идеи Фрейда Эдвард Бернейс положил в основу манипуляции человеческим сознанием.
Эдвард Бернейс - один из влиятельных людей 20 века. Автор технологии манипуляции подсознательными чувствами и импульсами, пионер в области связей с общественностью. Бернейс объединил идеи о психологии толпы с идеями о бессознательном Зигмунда Фрейда. На основе этих идей он изменил мышление американцев и всего мира. Бернейс воздействовал на иррациональную силу подсознания человека в СМИ, рекламе и политике. Он автор идеи - США - оплот демократии в мире. Он приучил женщин курить, а мужчин гордиться своим автомобилем. Эдвард Бернейс первым стал использовать звёзд шоу-бизнеса в рекламе, а также ссылаться на авторитетные исследования. Он считал, что сознательное и научное манипулирование привычками и мышлением широких масс является важным элементом демократического общества. Эдвард Бернейс прожил более ста лет.
Людям важно, как они выглядят в глазах других; обладание вещью создаёт иллюзию о себе; желания затмевают потребности; вещи - способ демонстрировать себя другим. Эдвард Бернейс создавал кампании, в которых товар исполнял скрытые желания и обещал счастье. В результате, люди стали покупать вещи, в которых не нуждались.
Бернейс считал, что в основе политических кампаний должны лежать страх и комплексы людей. Массе нужен общий враг и образ спасителя, который и станет вождём. Идеи Бернейса и сегодня - классика пропаганды.
Если вы думаете, что на вас не влияет реклама, пиар и политтехнологии, просто посмотрите на марку своего телефона, скорее всего, это детище Стива Джобса. Интересно, что психоанализ - это инструмент раскрепощения и освобождения человека от манипуляций, правда, в руках психотерапевта. Коммерческий интерес к психоанализу принёс человеку дорогие иллюзии и отдалил от себя настоящего.