Максим Морозов: Эльвира Набиуллина заявила о необходимости приватизации. Ранее активно обсуждали аналогичное предложение главы ВТБ Андрея Костина. Пора ли перезапускать приватизацию, на ваш взгляд?
Владимир Полуянов: Конечно, я совершенно согласен, что частные деньги, приобретением каких-то государственных активов могут серьёзно пополнить казну государства. С учетом того опыта, который мы видим сейчас о пересмотре приватизации первой волны, совершенно очевидно, что это просто золотое дно, золотая жила для государства.
Это можно делать по кругу: одну и ту же компанию приватизировать, потом возвращать обратно, потом опять приватизировать, опять возвращать обратно - и так без конца наполнять казну денежными средствами.
Максим Морозов: Владимир, а как минимизировать правовые риски? Какие гарантии должно предоставить государство?
Владимир Полуянов: Если всерьёз об этом рассуждать, то надо просто с сожалением констатировать, что, наверное, таких механизмов нет и быть не может. Потому что по пересмотрам итогов первой приватизации мы видим, что бизнесменам в вину ставятся не их собственные действия, не то что они там как-то не досмотрели или что-то не так сделали или оплатили как-то не так, а в вину бизнесу, участвовавшему в приватизации, поставлена деятельность чиновников, которые эту приватизацию организовывали. Конечно, никаких гарантий не может быть дано и впредь.
Наверное, в выигрыше будут только те участники приватизации, которые захотят в ней пробежаться по короткому пути: выкупить что-то, немножко развить или раздробить, наоборот, и выйти из этого проекта, зафиксировав прибыль.
Максим Морозов: Такие спекулятивные сделки
Владимир Полуянов: Да, поучаствовать на спекулятивном уровне, потому что оставаться в таких сделках в долгую с той правоприменительной практикой, которую нам продемонстрировала Россия сейчас, будет для многих очень страшно. Или это должны быть какие-то негласные гарантии на уровне первых лиц.
Максим Морозов: Заговорили о первых лицах, не можем обойти вниманием первое лицо Петербурга. Александр Беглов пообещал построить 20 станций метро и реконструировать 12 существующих, всё это до 2032 года. Возвращаемся к важному вопросу: в чём, на ваш взгляд, проблема с метростроением?
Владимир Полуянов: Честно говоря, вопрос очень непростой, потому что исторически в городе как всегда было? Всё было стабильно, всё было понятно.
Губернаторы постоянно шутили нам про новые станции метро, горожане над этим смеялись и радовались, что губернаторы делают вид, мол, понимают, что нужно городу. Стабильность и красота. А теперь такое ощущение, что Беглов всерьёз говорит, будто бы город собирается за 9 лет построить какое-то большое количество станций метро. Непонятно, что случилось. Это такой привет от Беглова следующему губернатору?
Потому что кто же ещё на 9 лет может прогарантировать себе место? Никогда у нас никто так долго у власти не сидел. Или действительно вдруг что-то произошло, может быть, очень много денег в бюджете города, может быть, какие-то ресурсы появились, о которых нам пока не сообщают. То, что в публичном поле появляется, этот уже пресловутый тоннелепроходческий щит от Алмаз-Антей уже не первый раз обозначается в качестве причины возрождения метро. Ещё два месяца назад этот щит существовал и почему-то повода для таких заявлений не давал, а сейчас вдруг как будто что-то произошло.
Максим Морозов: Как говорили раньше: «Не согласен — предлагай, предлагаешь — действуй». Проклятый вопрос: что делать?
Владимир Полуянов: Мне, кажется, самое простое — взять на вооружение то, что мы отлично научились делать в последние годы — это виртуозное обращение с терминами, когда у нас одни вещи называются совершенно не тем, чем они являются. Например, давайте возьмём какую-нибудь трамвайную ветку и скажем, что это больше не трамвайная ветка, это у нас наземная станция метрополитена. В таком случае, да, я верю в то, что мы сейчас 20-30 станций такого метрополитена построим.
Максим Морозов: Наконец, третья тема: после запуска беспилотных коммерческих грузоперевозок по трассе Москва-Петербург на экономическом форуме поспорили о том, через сколько лет беспилотники заменят дальнобойщиков. Владимир, на ваш взгляд, что необходимо здесь отрегулировать с правовой точки зрения?
Владимир Полуянов: С правовой точки зрения, очевидно, прежде всего, надо будет разобраться с назначением виноватых в каких-то происшествиях с участием такой неуправляемой техники. Очевидно, что избежать эксцессов не получится, даже пускай и не по вине программного обеспечения, а из-за каких-то внешних факторов. Конечно, будет перечисляться какой-то вред и людям, и имуществу с участием беспилотных аппаратов.
Пока, насколько я понимаю, в сфере беспилотного транспорта нет никакого регулирования, никто виноватым за такие возможные события ещё не назначен. Наверное, законодатель найдёт в себе силы это преодолеть. Слава богу, у нас с запретительной, наказывательной тематикой проблем не существует.
Я надеюсь, что те 10 лет, которые государство закладывает на развитие этой истории, будут потрачены на то, чтобы были созданы, может быть, какие-то обособленные участки дорог, которые минимизируют воздействие беспилотного транспорта на транспорт с участием человека. Может быть, эти годы будут потрачены на то, чтобы предоставить людям, которые сейчас задействованы в этой отрасли, возможность освоить новые профессии, чтобы они не оказались просто выброшенными на улицу, поставленными перед фактом, что в их услугах больше не нуждаются, а чтобы они могли переключиться на работу логистов, операторов по управлению этой техникой. Тогда это всё будет очень приятным сюрпризом, который нам преподнесёт государство в развитии современных технологий.
Максим Морозов: Честно говоря, бизнесмены с опаской относятся к сюрпризам от государства, даже если они приятные, это ещё больше настораживает.