Максим Морозов: Совокупная прибыль среднего и крупного бизнеса в Петербурге за прошлый год упала примерно в полтора раза. Андрей, давайте детальнее рассмотрим эту структуру этого падения.
Андрей Комиссаров: Я бы сказал, что даже не в полтора, а практически в два раза. Доходы сократились до 2,4 трлн рублей. В основном все аналитики связывают такой обвал финансовых показателей питерского бизнеса с резким снижением экспортной выручки Газпрома, в том числе с сокращением поставок газа по ключевому европейскому направлению. По факту, Газпром для нас — это чуть ли не градообразующие предприятие. Проблемы с падением выручки начнут чувствоваться всеми гражданами.
Когда Газпром переводили в Петербург, одним из условий губернатора было то, что не меньше 50 миллиардов налоговых отчислений в год будет тратиться на строительство метрополитена. Соответственно, встанет вопрос: откуда выделять деньги на строительство метро?
По факту, не просто сам бизнес почувствует это падение, но и простые граждане должны его почувствовать.
Максим Морозов: Не в первый раз возникает вопрос: если у крупнейших налогоплательщиков Петербурга появляются проблемы, то за счёт кого удерживать городской бюджет на уровне триллиона? Есть опасения, что нагрузка ляжет на малый и средний бизнес и на граждан.
Андрей Комиссаров: На граждан эта нагрузка уже начала падать. Как минимум, в нескольких районах города ввели платные парковки, теперь у нас в городе достаточно сильно штрафует за неправильную парковку. Закручивают гайки, потому что деньги надо откуда-то брать. Я не думал, что бюджет города будет сильно пополняться от бюджета страны. В стране тоже не самая лучшая ситуация. Расходы растут и потому, надо как-то возрождать промышленность. Нужны меры по поддержке бизнеса для того, чтобы бизнес приходил и развивался в Санкт-Петербурге. Если это будет на том же уровень, как сейчас…
К сожалению, предприятия, особенно предприятия малого бизнеса, уходят из Петербурга.
Максим Морозов: Продолжаем разговор. Обсудим меры господдержки. Заксобрание планирует разрешить небольшим компаниям выкупать городское движимое имущество. Андрей, какие у вас вопросы к этой инициативе?
Андрей Комиссаров: Есть законы Санкт-Петербурга, на основании которого ведётся реестр собственности города. Часть 2 «движимое имущество». Для нас, для обывателей, движимое имущество — это, скорее всего, транспорт: автобусы, троллейбусы, машины. На самом деле, движимое имущество — это огромный список, начиная от контактной сети, трамвайный путей, вагонов, в том числе метрополитена, линий электропередач, дождевых и прочих сетей до модульных очистных сооружений и компрессорных станций. Огромнейший список! Я хотел бы напомнить, что есть такая организация, как Фонд имущества Санкт-Петербурга, у них на сайте чётко расписаны все возможности, которые созданы для малого бизнеса по продаже малому бизнесу, в том числе движимого имущества, недвижимости, оборудования, промышленных объектов и так далее. Сейчас Фонд имущества Санкт-Петербурга продаёт всего несколько позиций, в том числе аосемь снегоплавильных установок. Видимо, зима проходит, плавильные установки продают. Что будет на следующий год? Наверное, будут покупать новые. Больше ничего нет. В моём понимании возможны два варианта: либо пытаются всеми силами хоть как-нибудь пополнить бюджет, подавая имущество. Но как получать прибыль через год-два?
Либо возможна не совсем законная схема, для передачи кому-то наиболее ценных вещей из движимого имущества, или продажа непонятно по каким ценам, непонятно на каких условиях.
Максим Морозов: Андрей, если с другой стороны посмотреть, кому может быть интересна такая мера господдержки?
Андрей Комиссаров: Если у бизнесмена есть возможность, допустим, купить трамвайные пути, почему нет? Или у меня есть возможность купить линию электропередач, почему нет? Ведь тогда все мы получаем какие-то возможности для последующего извлечения прибыли из имущества. Это один из способов сохранения, скажем так, стабильной ситуации для бизнеса, для владельца. Поэтому здесь надо смотреть, на каких условиях, кому и что именно они хотят продавать.
Максим Морозов: Наконец, ещё одна тема. ФСИН предложила «Ростеху» привлекать осуждённых к работе, которая не требует высокой квалификации. У госкорпорации, кстати, много предприятий в Петербурге. Какие могут быть затруднения на практике?
Андрей Комиссаров: Я слабо верю, что это вообще возможно. Потому что, что такое «Ростех»? Это государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту технологической промышленной продукции. Туда входят 975 компаний, на данный момент более 600 проектов: это автомобилестроение, авиастроение, двигателестроение, металлургия, оптика, медицина, приборостроение, то есть это высокотехнологичное, дорогое оборудование. Вопрос: либо размещать в помещениях Федеральной службы исполнения наказаний это оборудование, либо возить людей на работу? Давайте подумаем, это направлено на то, чтобы вливать деньги в Федеральную службу исполнения наказаний. Это оборудование надо купить, надо сделать логистическую цепочку, надо увеличить штат сотрудников ФСИН. Себестоимость этого всего будет, мне кажется, достаточно высока.
Максим Морозов: Да, согласен, инициатива требует серьёзной финансовой проработки.