ГАТИ завела десятки административных дел за нарушение правил уборки снега и наледи. В частности, штрафы до 100 тысяч рублей могут грозить нескольким крупным торговым центрам. Причём в методичке, которую предпринимателям рассылают из Смольного, говорится не только об административной, но и об уголовной ответственности. Ещё одна тема, которая негативно влияет на деловой климат в Петербурге, — это неопределённость с расширением зоны платной парковки. В комтрансе сначала заявили, что жители Пушкина сами просят создать платные места, но вскоре заверили, что это нецелесообразно. И, наконец, на строительство метро в Кудрово планируют выделить 35 миллиардов рублей из федерального бюджета, сообщили Ведомости. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с управляющим партнёром консалтинговой группы «Решение» Александром Батушанским.
Максим Морозов: Начнём с пресловутой темы — уборка города от снега и наледи. Я знаю, что вы проводили исследование по Хельсинки. Давайте напомним его основное содержание. Вопрос, в частности, как могли бы взаимодействовать город и бизнес?
Александр Батушанский: В 2010-2011 годах в Петербурге была тяжёлая ситуация со снегом. Мы с партнёрами решили за свой счёт сделать исследование того, как нынче недружественные соседи убирают снег в своём городе, который близок к нам географически и по природе. Оказалось, что в это время в Хельсинки снега не было, во всяком случае, в том количестве, как у нас. Когда мы изучили систему, она оказалась многоуровневой. Ответственность за уборку территорий распределена среди разных участников. Основная нагрузка ложится на муниципалитеты, но нужно понимать, что у них в принципе такое политико-административное устройство, когда муниципалитеты контролируют очень многое. У нас такого нет, у нас система более централизованная. Хотим мы этого или нет, но если мы такую систему построили, то должны ответственность закреплять прежде всего за центром. В данном случае мы говорим о городе.
Как могли бы взаимодействовать между собой собственники помещений, арендаторы и город? Город должен чётко обозначить места, куда нужно складировать снег, график его уборки, организовать контроль за образованием сугробов. Тогда частный бизнес сможет что-то делать.
Второй момент, если мы создали только централизованные компании, которые у нас убирают город, то на кого должен опираться частный бизнес в уборке территории вокруг своих зданий? Должна быть механизированная уборка. Она может осуществляться только кем? Где частные компании, которые, в том числе в Финляндии производят уборку по заказу частного сектора, имея на то лицензии, основания и так далее. У нас создана эта система или нет?
Если же говорить про документ, разъясняющий порядок уборки для частных владельцев зданий, подход, когда половина документа посвящена уголовной ответственности… Это не подход к управлению городом, я считаю.
Максим Морозов: Александр, в чем всё-таки основные причины некачественной уборки, и что можно позаимствовать из опыта того же Хельсинки или Москвы?
Александр Батушанский: Я считаю, всегда главный фактор — это то, как организован сам процесс. Если ожидается снегопад, как делают наши соседи?
В Хельсинки за день до снегопада создаётся штаб, который распределяет работы всех участников процесса, расставляет приоритеты, что должно чиститься в первую очередь, что во вторую. У них определены нормативы, какой уровень снега на дорогах является допустимым, а какой — нет, и так далее. Конечно, дворников не хватает, но их не хватает везде. Мы все ездим в Москву, там дворников хватает! Надо разобраться, в чём дело. Я думаю, вопрос в организации процесса.
Максим Морозов: Продолжаем разговор. Ещё одна тема — расширение зоны платной парковки. Очередным поводом для дискуссии стала идея организовать такие места в Пушкине. Ранее депутаты МО «Гавань» предложили исключить их муниципалитет из зоны платной парковки. В целом, конечно, тенденция общемировая, но каким должен быть подход?
Александр Батушанский: Действительно, надо очень вдумчиво подходить к выбору магистралей и улиц, где вводится платная парковка. Я совершенно согласен с МО «Гавань». Некоторые улицы, например, Детская никогда не были загружены. Их зачем-то сделали платными… В основе всего лежит вдумчивое, последовательное расчерчивание города в части платных парковок.
Во-вторых, естественно, приоритет всегда должен быть у местных жителей. У них всегда должны быть места, где паркуются только они. Тогда всем понятно, что учтены интересы тех, кто живёт на этой территории.
В-третьих, соглашусь с вами, что парковки в больших городах неизбежно должны быть платными. Наверное, нам от этого никуда не деться. Я считаю, что городу это помогло. Хотя иногда мы всё-таки мы все сталкиваемся с тем, что то приложение не работает, то паркомат не работает. Но, вроде бы, они хорошо реагирует на это, и даже при сбоях не берут деньги с граждан в те дни, когда что-то нельзя оплатить.
Максим Морозов: Необходимы ли более тонкие настройки, допустим, ввести тарификацию в соответствии с зональностью?
Александр Батушанский: Я считаю, безусловно, в центре города и сейчас есть места, где можно повысить плату в несколько раз, наверное, это будет оправдано. А где-то, наоборот, необходимо понизить. Люди едут на работу, а некоторые места весьма странно сделаны платными.
В Петроградском районе есть огромные платные парковки вокруг торговых и бизнес центров. Честно говоря, вызывает вопросы, почему так сделано? При проектировании данных объектов парковки выделялись именно по числу машиномест: согласно нормативу, они не должны быть платными.
Конечно, нужно подходить к этому дифференцировано. Там, где это не пользуется спросом, город в итоге теряет деньги. Надо следить за спросом, предложение должно регулироваться исходя из этого.
Максим Морозов: Продолжаем транспортную тему: федералы могут помочь со строительством станции метро в Кудрово. В целом же, согласно Генплану, до 2040 года в городе должны построить и отремонтировать 120 станций и вестибюлей. Честно говоря, от такого периода планирования захватывает дух!
Александр Батушанский: Чем длиннее период планирования, тем меньше за него отвечаешь. С другой стороны, метро нельзя по-другому планировать, его нужно проектировать на много лет вперёд. Но мы-то уже привыкли к чему?
Уже много десятков лет планы строительства метро в Петербурге есть, а строительства почти нет. Мы всегда сравниваем себя с кем? С Москвой. Там в год вводится по 15 станций. Конечно, в Петербурге диспропорция неадекватна ситуации. Нужно больше денег на строительство метро, и больше внимания городских властей. Планы должны выполняться.
Максим Морозов: Александр, философский, наверное, вопрос: в чём проблема с метростроением?
Александр Батушанский: Проблема в организации процесса и в деньгах. Конечно, и федеральные власти должны выделять больше денег. И, опять же, бардак, который происходит в этой сфере много лет, он к деньгам никакого прямого отношения не имеет.
Максим Морозов: Возможно, стоит активнее развивать альтернативные виды транспорта?
Александр Батушанский: Вы думаете, если у нас не получается метро, у нас обязательно получится что-то другое? Я сомневаюсь. Думаю, что метро развивать, конечно же, нужно, но другие виды транспорта тоже необходимо развивать. Они должны быть взаимоувязаны в единую сеть.
Максим Морозов: Думаю, ещё важно сказать, что сравнительно слабо развитое метро негативно сказывается на и без того не самом хорошем деловом климате в Петербурге. Александр Батушанский:
Наличие метро, во-первых, разгружает другие виды транспорта, в том числе дороги. Возможно, где-то не нужно будет вводить платную парковку. Во-вторых, увеличивается мобильность рабочей силы в рамках региона. Если человек может быстро и удобно доехать от места жительства к месту работы доехать, конечно, это повышает предложение труда для каждого конкретного предпринимателя в любом районе. Всё это сказывается очень позитивно. Вокруг метрополитена всегда развивается бизнес.
Соответственно, если вы проводите метро на депрессивные территории, строите станцию, то они, возможно, получат дополнительный толчок к развитию. Это хороший инструмент развития городской среды!
Максим Морозов: Согласен, но здесь, как обычно, вопрос приоритетов и целеполагания.