18 ноября 1842 года издали указ о построении первого постоянного моста через Неву — Благовещенского, который должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной. Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз. Он придумал использовать арочные конструкции из чугуна. Оформление переправы поручили известному архитектору Александру Брюллову, который разработал проект газовых фонарей, а также дизайн оград с трезубцами и фигурами морских коньков.
3 декабря 1850 года мост в присутствии императора Николая Первого открыли для движения экипажей и пешеходов. Спустя 13 лет здесь прошла первая конка, а в 1907 году прогромыхал электрический трамвай.
В 1855 году в связи с кончиной императора Николая I мост получил новое имя — Николаевский. Так он назывался вплоть до октября 1918 года, когда сооружение переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь офицера, руководившего восстанием на крейсере «Очаков». Кроме названия, переправа практически полностью сменила внешний облик. Знаменитые фонари отправили на Марсово поле, а ограду — в Тверь, где ее установили на вновь построенный мост.
XXI век вернул мосту не только исторический облик, но и подарил «сына». На время ремонта 2005-2007 годов был сооружен мост-дублер выше по течению Невы. Он был прозван петербуржцами «сын Лейтенанта Шмидта». 15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.