Так было всегда. Вспомним начало века, когда россияне поехали в Болгарию, даже потеснив подданных Ее величества. Ежегодно на черноморском побережье мы покупали десятки тысяч объектов. Тогда же в значительной степени нашими усилиями был поднят престиж, а заодно и цены в чешских Карловых Варах, рынок жилья которых последние два года страдает из-за снижения российского спроса.
Еще один пример – Финляндия, где около 10 лет мы были чуть ли самыми массовыми иностранными покупателями. Впрочем, лишь в озерном крае наше влияние на цены оказалось заметным. Просто в Суоми как раз велик внутренний спрос, и приезжие совершают здесь менее 1% сделок.
А что сейчас? Например, в Турции россияне - самые активные иностранные покупатели с большим отрывом. Даже в последние месяцы совершено более 700 сделок, в то время как идущие вторыми иранцы – 200-300. Другой вопрос, что лишь в районе туристической Аланьи наш вклад действительно ощутим, и там застройщики переживают из-за снижения интереса и падения рубля. В остальной Турции доля иностранных покупателей очень мала.
Статистическое ведомство Черногории подсчитало, что с начала года самые активные иностранные покупатели в стране – россияне. Только на рынке новостроек – за 6 месяцев потратили около 30 миллионов евро. Для небольших Адриатических курортов - немалые цифры. И рост цен – около 9% – обусловлен, в том числе, этими покупками. Впрочем, тут наше влияние переоценивать не стоит – в отличие от той же Турции в Черногории активны и европейцы, и покупатели из США.
На непризнанном Северном Кипре покупатели россияне очевидно во многом определяют рост цен... Местные статистики подсчитали, что по числу сделок мы опередили даже турок, которые по понятным причинам всегда были здесь покупателями номер один.
Есть и примеры, когда снижение нашего спроса – даже весьма заметного – не слишком замечается рынком. Агентство Блумберг в середине ноября сообщило, что россияне стали меньше покупать в Дубае. Хотя мы по-прежнему активны, просто они не столько покупают, сколько продают – например, желая зафиксировать прибыль после заметного роста цен в стране в последние 3 года. Так или иначе, несмотря на эти тренды, дубайский рынок все равно чувствует себя уверенно…
В заключение замечу, что заграничные покупатели в большинстве стран составляют абсолютное меньшинство. Более того, обратная ситуация свидетельствует о не самом лучшем состоянии конкретного рынка. Действительно, что же хорошего, если соотечественники не верят в его перспективы или еще хуже – не могут ничего купить...