Реконструкция легендарного изолятора «Кресты» на Арсенальной набережной, строительство комплексов «Лахта Центр 2» и «Лахта Центр 3», а также включение в новый список охраняемых объектов Петербурга более 650 памятников советской архитектуры. В последнее время градозащитная повестка переживает ренессанс. По данным КГИОП, в центре города расположено более 14 000 исторических зданий, не считая объектов культурного наследия. О том, как в Ленинграде готовили заявку на статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с одним из разработчиков документации, экспертом Министерства культуры Сергеем Горбатенко.
Максим Морозов: В чем состояли вопросы при подготовке заявки от Ленинграда? По каким параметрам решали, какие объекты включать в список всемирного наследия?
Сергей Горбатенко: Прошёл целый ряд совещаний, было много споров и заявок от различных учреждений, в том числе от Эрмитажа и Академии наук. Попасть хотелось всем, за одним интересным исключением: Министерство культуры, которое до сих пор владеет многими выдающимися памятниками, в частности, Адмиралтейством. Министерство почему-то не было заинтересовано.
В процессе споров мы поняли, что необходимо включать в список всемирного наследия весь центр Санкт-Петербурга. Ведь сравнивать, что лучше — Петропавловская крепость, Эрмитаж, Стрелка Васильевского острова или Сенатская площадь — совершенно некорректно.
При этом всем было ясно, что Петергоф, Царское Село и Павловск по своим ансамблевым качествам ничуть не хуже, их тоже необходимо включать в список. Тогда споры привели к осознанию, что нужно включать целый культурный ландшафт, соединённый каркасом исторических дорог.
Максим Морозов: Для обывателя кажется неожиданным, что дороги и фарватеры входят в культурный ландшафт. Почему важно включать и эти объекты?
Сергей Горбатенко: Это трассы визуального восприятия. Многие из дорог ориентированы на исторические доминанты. В любом случае, это трассы, по которым путешественник или турист двигается по городу и воспринимает архитектуру. Сейчас, с одной стороны, транспортная инфраструктура чрезвычайно развивается, но с другой, она строится совсем по другим принципам.
Простите за выражение, но «вермишель» развязок совершенно сбивает прямизну исторических ансамблей, их завершённость и ориентацию на архитектурные доминанты. Это очень плохо.
Максим Морозов: В какой мере допустимо строить новые здания в историческом центре Петербурга? И как можно органично вписать новые постройки в уже существующий ландшафт?
Сергей Горбатенко: Новые здания должны корректно соотноситься с исторической средой. Они не должны стремиться доминировать. Только если они не строятся на месте утраченных доминант. Но это редкий случай. Новые здания должны если не повторять исторические формы, то содержать отсылки к ним. Это задача для корректного культурного архитектора.
Наши архитекторы зачастую стремятся выразить прежде всего самих себя. Здесь заключено очень мощное противоречие.
Максим Морозов: Сейчас в городе активно обсуждается анонсирование строительства двух новых башен «Газпрома». Возможно ли корректно вписать их в архитектурную среду Петербурга?
Сергей Горбатенко: Совершенно невозможно.
«Лахта 1» уже нанесла Петербургу огромный ущерб. Кластер небоскрёбов, которых будет состоять из трёх башен, только усугубит этот ущерб. Их вообще не должно быть.
Я не призываю к сносу «Лахты 1». Однако предполагаю, что если наши потомки будут богаче и умнее, то, может быть, её разберут. Ведь, например, в Париже часто ходят разговоры о том, что необходимо разобрать небоскрёб Монпарнас.