В Госдуме подготовили целый ряд предложений по стимулированию будущих инженеров. В их числе — увеличение повышенной стипендии до уровня прожиточного минимума, поскольку сейчас размер стипендии, которую получает большинство студентов, — составляет примерно 3 600 рублей, то есть всего 21% от прожиточного минимума, пишет «Парламентская газета». Также предлагается ввести отсрочку от военной службы для выпускников инженерно-технических вузов и техникумов до 30 лет. Об эффективности обсуждаемых мер — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором Тихоокеанско-Евразийского Делового Альянса Марией Чернобровкиной.
Максим Морозов: Как можно оценить эффективность мер, которые на данном этапе обсуждаются в Государственной думе?
Мария Чернобровкина: Это совершенно точно будут эффективные меры. Однако, мне кажется, что пока это только поверхностная шлифовка. Нужны более базовые изменения. Во-первых, нужно увеличивать в вузах количество мест для инженеров. В своё время очень многие технические вузы открыли кафедры маркетинга, экономики и так далее, из-за чего сократилось количество мест. Во-вторых, нужно сделать то же самое, что мы проделали, например, с повышением престижа специальности айтишника лет 10-15 назад. Их остро не хватало, и никто не знал, что айтишник — это престижный и высокооплачиваемый специалист. Мы ездили с компаниями в школы.
Максим Морозов: Ранняя профориентация.
Мария Чернобровкина: Очень ранняя.
Помню, как я сама рассказывала школьникам, что не надо идти в экономисты и юристы: айтишник гораздо более востребован и получает намного больше. То же самое нужно проделывать с инженерами.
Также необходимо урегулировать вопрос с законодательством об охране труда. В нём есть ограничение: молодые люди не могут находиться на производстве до 18 лет. При этом, как показывает, например, немецкий опыт, самые хорошие инженеры получаются при применении системы дуального образования. Мне кажется, будет хорошей историей, если, одной стороны, совместить систему дуального образования, а с другой, сделать так, чтобы выходя на производственную площадку, молодые люди, студенты даже получали зарплату.
Максим Морозов: Понятно, что «зарплатное ралли» не бесконечно: постоянно конкурировать за счёт повышения заработной платы невозможно. Что со своей стороны может предложить работодатель не сотруднику, который уже зарекомендовал себя на рынке труда, а молодому специалисту, который доучивается на последних курсах или закончил вуз и подбирает для себя место работы?
Мария Чернобровкина: Сейчас работодатель немного ограничен из-за того, что престижность специальности понижена. Получается, что на рынке очень сильный перекос в сторону «белых воротничков»: маркетологов, пиарщиков и так далее.
Инженеры получают очень мало. Если мы не берём крупные компании, то их зарплата — 60 тысяч рублей. Здесь нужно либо повышать её, либо докручивать законодательство в сторону того, что работодатель получит возможность менять штатное расписание и зарплаты сотрудников. Например, если нужен специалист на остродефицитную специальность, то работодатель имеет право снижать зарплату кому-то, кого на рынке много, в пользу того, кого не найти. Например, в пользу сварщиков и инженеров, которых сейчас очень мало.
Максим Морозов: Какой может быть роль государства и на федеральном уровне, и на уровне субъектов? Ведь доучивая сотрудника, работодатель выполняет важную социальную функцию, не всегда ему свойственную.
Мария Чернобровкина: Никогда не помешает доплачивать наставникам. Если я правильно помню, нормативно-правовой акт, который предусматривает доплату за наставничество, уже был принят. Вообще вся поддержка государства лежит в поле регуляторики. Задача — немного изменить ситуацию на рынке, поскольку существует парадокс: инженерные специальности в большом дефиците, но при этом они очень малооплачиваемые.