Индекс RSBI свидетельствует о пессимистичном настрое МСП в части сокращения спроса на кредиты. При этом ключевым фактором остаются высокие ставки, которые ограничивают возможности бизнеса по получению финансирования для реализации своих проектов. В какой мере субъектам МСП удаётся адаптироваться к высоким ставкам по кредитам? Как трансформируется внешнеэкономическая деятельность? И чем банки готовы помочь небольшим компаниям? Подробнее об этом — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором департамента малого и среднего бизнеса петербургского филиала банка «ПСБ» Александром Хайкинсоном.
Максим Морозов: Сегодня говорим о поддержке малого и среднего предпринимательства: как государственных и правительственных программах, так и о мерах, которые могут предоставить коммерческие банки. Начнём с индекса RSBI. В декабре 2024 года на фоне проблем со сбытом индекс снизился на 52,7 пункта, отражая продолжающееся замедление роста деловой активности. Как, опираясь на эти на данные, можно охарактеризовать основные тренды в части продаж инвестиций, кадров и кредитов?
Александр Хайкинсон: Индекс снизился. Это тенденция второй половины 2024 года. Основные факторы — рост ключевой ставки Центрального банка, некоторое замедление в кредитовании и замедление в инвестициях. Тем не менее и продажи, и кадровая компонента находятся на стабильном уровне. Однако есть тенденция по снижению ключевых показателей. Нужно отметить, что в среднем по 2024 году значение индекса составило 55,8. Это достаточно хорошее значение — лучший средний показатель на протяжении последних трёх-четырёх лет. Это говорит о том, что в первой половине года был достаточно бурный рост и развитие малого и среднего предпринимательства.
За прошлый год рост числа предпринимателей составил порядка 4-5%. Это неплохой показатель, особенно с учётом текущих тенденций.
Максим Морозов: Как со временем, в ретроспективе года, меняется список вызовов, с которыми приходится сталкиваться малым и средним предпринимателям?
Александр Хайкинсон: В прошлом году произошли изменения. Если раньше доминирующую позицию занимал рост компонента, связанного со сложностью кредитования, то в прошлом году основным фактором стал дефицит кадров. Такое произошло впервые. Второй компонент — это снижение платёжеспособности населения и сложности с ВЭД.
Максим Морозов: Если сравнивать представителей бизнеса различных отраслей, кто проще переживает общую экономическую волатильность, а кто, наоборот, сложнее?
Александр Хайкинсон: Здесь история стабильная.
На протяжении последних лет среднее предпринимательство чувствует себя лучше, чем малое и чем микропредпринимательство. Финансовая подушка у крупных предприятий, как правило, больше.
Максим Морозов: Возьмём горизонт последних нескольких месяцев: как трансформируется внешнеэкономическая деятельность МСП, учитывая курсовое ралли, сложности в торговых расчётах с дружественными странами и санкционное давление?
Александр Хайкинсон: Безусловно, в последние три года это существенно повлияло на МСП. Однако практически все процессы отлажены.
Можно говорить о том, что малый и средний бизнес достаточно быстро перестроились как по логистическим цепочкам, так и по расчётам. Правда, с расчётами традиционно были сложности.
Тем не менее, например, Банк «ПСБ» совместно со специально созданной компанией «А7» предоставляет платформу для реализации внешнеэкономической деятельности: как импорта, так и экспорта. Инструменты на рынке появляются, поэтому можно говорить о некой стабильности.
Максим Морозов: Поговорим о цифровых инструментах: банкиры заявляют, что сегодня в офисах некоторых банков до 99% продуктов и услуг можно оформить в цифровом виде. При этом очевидно, что цифровизация не способна полностью заменить живое общение клиента и сотрудника банка. Какие направления цифровой трансформации показали свою эффективность?
Александр Хайкинсон: Одним из таких банков является ПСБ. Более 70% предпринимателей пользуются услугами на своих мобильных устройствах, не заходя в традиционный банк-клиент. В первую очередь, это потребность в кредитовании: цифровые продукты, онлайн-кредиты уже стали обыденностью. Для малого и среднего бизнеса, например, предоставление более 88% кредитных продуктов осуществляется онлайн. Это очень удобно и быстро. Более того, в процессе это снижает себестоимость для самих предпринимателей.