ЦБ 10.03
$89.14
96.86
ММВБ 10.03
$
<
BRENT 10.03
$70.45
6280
RTS 10.03
1119.23
Telega_Mob

Александр Хайкинсон: про вызовы для МСП и помощь со стороны банков

В конце 2024 года индекс RSBI, который рассчитывают ПСБ и «Опора России», снизился на фоне проблем со сбытом, отражая замедление роста деловой активности.
Эксклюзив

Фото: пресс-служба ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)

Индекс RSBI свидетельствует о пессимистичном настрое МСП в части сокращения спроса на кредиты. При этом ключевым фактором остаются высокие ставки, которые ограничивают возможности бизнеса по получению финансирования для реализации своих проектов. В какой мере субъектам МСП удаётся адаптироваться к высоким ставкам по кредитам? Как трансформируется внешнеэкономическая деятельность? И чем банки готовы помочь небольшим компаниям? Подробнее об этом — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором департамента малого и среднего бизнеса  петербургского филиала банка «ПСБ» Александром Хайкинсоном.

Максим Морозов: Сегодня говорим о поддержке малого и среднего предпринимательства: как государственных и правительственных программах, так и о мерах, которые могут предоставить коммерческие банки. Начнём с индекса RSBI. В декабре 2024 года на фоне проблем со сбытом индекс снизился на 52,7 пункта, отражая продолжающееся замедление роста деловой активности. Как, опираясь на эти на данные, можно охарактеризовать основные тренды в части продаж инвестиций, кадров и кредитов?

Александр Хайкинсон: Индекс снизился. Это тенденция второй половины 2024 года. Основные факторы — рост ключевой ставки Центрального банка, некоторое замедление в кредитовании и замедление в инвестициях. Тем не менее и продажи, и кадровая компонента находятся на стабильном уровне. Однако есть тенденция по снижению ключевых показателей. Нужно отметить, что в среднем по 2024 году значение индекса составило 55,8. Это достаточно хорошее значение — лучший средний показатель на протяжении последних трёх-четырёх лет. Это говорит о том, что в первой половине года был достаточно бурный рост и развитие малого и среднего предпринимательства.

За прошлый год рост числа предпринимателей составил порядка 4-5%. Это неплохой показатель, особенно с учётом текущих тенденций.

Максим Морозов: Как со временем, в ретроспективе года, меняется список вызовов, с которыми приходится сталкиваться малым и средним предпринимателям?

Александр Хайкинсон: В прошлом году произошли изменения. Если раньше доминирующую позицию занимал рост компонента, связанного со сложностью кредитования, то в прошлом году основным фактором стал дефицит кадров. Такое произошло впервые. Второй компонент — это снижение платёжеспособности населения и сложности с ВЭД.

Максим Морозов: Если сравнивать представителей бизнеса различных отраслей, кто проще переживает общую экономическую волатильность, а кто, наоборот, сложнее?

Александр Хайкинсон: Здесь история стабильная.

На протяжении последних лет среднее предпринимательство чувствует себя лучше, чем малое и чем микропредпринимательство. Финансовая подушка у крупных предприятий, как правило, больше.

Максим Морозов: Возьмём горизонт последних нескольких месяцев: как трансформируется внешнеэкономическая деятельность МСП, учитывая курсовое ралли, сложности в торговых расчётах с дружественными странами и санкционное давление?

Александр Хайкинсон: Безусловно, в последние три года это существенно повлияло на МСП. Однако практически все процессы отлажены.

Можно говорить о том, что малый и средний бизнес достаточно быстро перестроились как по логистическим цепочкам, так и по расчётам. Правда, с расчётами традиционно были сложности.

Тем не менее, например, Банк «ПСБ» совместно со специально созданной компанией «А7» предоставляет платформу для реализации внешнеэкономической деятельности: как импорта, так и экспорта. Инструменты на рынке появляются, поэтому можно говорить о некой стабильности.

Максим Морозов: Поговорим о цифровых инструментах: банкиры заявляют, что сегодня в офисах некоторых банков до 99% продуктов и услуг можно оформить в цифровом виде. При этом очевидно, что цифровизация не способна полностью заменить живое общение клиента и сотрудника банка. Какие направления цифровой трансформации показали свою эффективность?

Александр Хайкинсон: Одним из таких банков является ПСБ. Более 70% предпринимателей пользуются услугами на своих мобильных устройствах, не заходя в традиционный банк-клиент. В первую очередь, это потребность в кредитовании: цифровые продукты, онлайн-кредиты уже стали обыденностью. Для малого и среднего бизнеса, например, предоставление более 88% кредитных продуктов осуществляется онлайн. Это очень удобно и быстро. Более того, в процессе это снижает себестоимость для самих предпринимателей.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Совет судей РФ предложил использовать искусственный интеллект для автоматизации приказного производства, ссылаясь на успешные эксперименты в Белгородской…
Один из разработчиков документации, эксперт Министерства культуры Сергей Горбатенко рассказал о дискуссиях при подготовке заявки, а также поделился мнением…
Кроме того, рабочая группа и экспертный совет при думском комитете по науке и высшему образованию предложили давать дополнительные баллы выпускникам инженерно-технических…
Президент Нотариальной палаты Петербурга Мария Терехова рассказала о важных новеллах, которые касаются как физических, так и юридических лиц.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.