Коммерческая недвижимость переживает подъем. Речь идет о востребованности помещений как у инвесторов, так и арендаторов. Растет и стоимость объектов. По данным Knight Frank, в 2024 году подорожание в Москве и Петербурге составило около 20%. Аналитики ожидают, что в 2025-м тренд продолжатся. Ситуацию на рынке шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсудил с основателем и коммерческим директором производственной компании «Гласскон» Юрием Можейко.
Максим Морозов: Многолетние санкции накладывают отпечаток на все отрасли экономики, в том числе и на сектор коммерческой недвижимости. С какими основными вызовами приходится сталкиваться и вам, и коллегам по рынку? И что уже получается преодолевать?
Юрий Можейко: После начала специальной военной операции рынок коммерческой недвижимости покинуло большое количество иностранных компаний. Из-за этого опустели бизнес-центры, появились свободные площади.
Многие девелоперы были в небольшом замешательстве, потому что определённый пул их арендаторов схлынул. Но это продолжалось недолго.
В связи с санкциями наш рынок стал закрыт и для внешних инвестиций, и для инвестиций вне нашей экономики.
Максим Морозов: Но ведь появились альтернативные юрисдикции для инвестирования. Мы повернулись на Восток.
Юрий Можейко: Чем больше мы поворачивались, тем больше на нас накладывалось. Люди поняли, что сила действия должна равняться силе противодействия: нужно дальше куда-то вкладывать финансовые потоки. Поэтому бизнес начал активно вкладывать в реализацию проектов внутри нашей страны.
Если говорить об опустевших площадях, их стали заполнять компании из других регионов. Рынок ожил. Мы снялись с мёртвой точки: это способствовало развитию и нашего бизнеса.
Максим Морозов: Трансформировалась ли структура заказчиков?
Юрий Можейко: Произошёл определённый скачок в области гибких гибридных форматов и коворкингов. Плюс то же самое произошло в области апартаментов, так как внешний туризм тоже сократился и начал развиваться внутренний. Это привело к востребованности сегмента апарт-отелей. Сейчас наблюдается определённый бум.
Максим Морозов: Петербург вообще называют столицей сервисных апартаментов.
Юрий Можейко: И абсолютно заслуженно.
В отличие от других регионов в нашем городе доминируют именно сервисные апартаменты, а не «псевдожильё».
Каждый построенный апарт-отель имеет в своём составе специализированную управляющую компанию, которая им распоряжается и предоставляет услуги для туристов.
Максим Морозов: Сейчас меняется структура спроса, происходит переориентация на внутреннего туриста. Наверное, апартаменты и коворкинги тоже испытали влияние общеэкономической волатильности. Как в этом смысле меняются предпочтения?
Юрий Можейко: Последние несколько лет наблюдается определённая тенденция в сегменте коворкингов. Сейчас их занимают целые компании. Более того, превалирует формат Build-to-suit.
Максим Морозов: Почему происходит выбор в пользу коворкинга, а не классического офиса?
Юрий Можейко:
Это очень удобно. Тебе не нужно думать о дизайне и концепции.
Ты просто принимаешь ту модель, которая создана в рамках реализации проекта коворкингов. Нужно просто сказать, сколько необходимо рабочих мест и какое распределение по зонам, и получить готовый продукт.
Максим Морозов: Если смотреть в перспективе, когда рынок наполнится коворкингами?
Юрий Можейко: Он не наполнится ещё очень долго. Этот формат зашёл населению, бизнесу, понравился людям. Поэтому активность и всплеск будут наблюдаться ещё как минимум пять лет.