Козыри являлись предметом щёгольства и очень часто были съёмными. Их использовали с различными вариантами кафтанов. Внешнюю часть козыря богато украшали золотым и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными каменьями. Сам материал, из которого шили воротники-козыри, был наиблагороднейший: бархат, шёлк, камка, объярь. Понятно, почему такой воротник был предметом гардероба привилегированных сословий: бояр и князей. Для царей — элементом одежды для торжественных выходов.
Вес такого козыря мог составлять до десяти килограммов. А значит — всегда высоко поднятая голова, абсолютно прямая спина и медленная плавная походка. Именно отсюда идет выражение «ходить козырем».
«Козырёк» в значении «навес над дверьми» и «сани с крытым задком» — однокоренные нашему роскошному козырю. А вот карточный «козырь», как название игральной карты, пришёл к нам из польского с распространением азартных игр в XVII веке.
Константин Сергеевич Станиславский, готовясь к постановке трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» пишет в воспоминаниях: «По целым часам и дням мы сидели, окруженные материями, лоскутами, вышивками, и комбинировали цвета, искали пятна, оживляющие менее красочные ткани и костюмы, старались если не скопировать, то уловить тон отдельных вышивок, украшений для «козырей», для царских барм и вышивок платен, для царских кик и прочая».
Пётр I, когда вводил в России «новые моды» (европеизированное платье для обеих полов), козырь объявил анахронизмом. А тех, кто желал сохранить его, обложил дополнительным налогом. «…чтоб платили по 50 рублей на год и к тому, чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем», — цитирует самоличный указ царя, данный Сенату в 1722 году, Василий Осипович Ключевский.
Удивительно, что козыри, как воротники, возвращались в моду, но ненадолго. На костюмированном балу в Зимнем дворце в феврале 1903 года все участники нарядилась в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Широко растиражированные фотографии с этого события легли в основу колоды игральных карт «Русский стиль». На них — полуфигуры в средневековых русских костюмах, у которых есть реальные прототипы. Вот так, странно иногда тасуется колода судьбы!