Поэма, опубликованная в 1705 году, особого внимания не привлекла. Поэтому через девять лет, основательно подумав, Мандевиль публикует те же стихи, но добавляет к ним объемистое рассуждение в прозе. Теперь это называется «Басня о пчелах, или частные пороки – общественные выгоды». Мораль басни заключается в том, что пороки частных лиц благодетельны для общества (private vices — public benefits). Именно эту фразу и принято называть парадоксом Мандевиля.
Согласно автору: пчелиный улей — это человеческое общество, которое процветает благодаря порокам, нелепостям и преступлениям. Существование в нем возможно лишь благодаря миллиону пчёл, которые «обречены трудиться с помощью серпа и лопаты, заниматься всякой иной тяжелой работой, где эти несчастные истощают силы и тела, чтобы только прокормиться». Они обречены на это лишь потому, что богатые любят комфорт и роскошь и тратят массу денег на моду, фантазию и тщеславие. Алчные сутяги - юристы, шарлатаны-врачи, ленивые и невежественные попы, драчливые генералы, даже преступники — все они необходимы в этом обществе. Почему? Их деятельность порождает спрос на всевозможные товары и услуги, тем самым подталкивая трудолюбие, изобретательность, предприимчивость.
Но пчелы ропщут на господство порока в улье. Поэтому Юпитер, которому надоели их жалобы, внезапно изгоняет всякий порок и делает всех пчел добродетельными. Расточительство сменяется бережливостью. Исчезает роскошь. Ликвидируются паразитические профессии. Избавившись от шовинизма и склонности к агрессии, они «не держат больше войск за границей, смеются над своим престижем у чужеземцев и над пустой славой, которую приносят войны».
Основной тезис Мандевиля состоит в том, что действия людей не могут быть разделены на низшие и высшие. Высокая жизнь людей является лишь фикцией, введенной мыслителями и правителями для упрощения отношений в обществе и управления им. На самом деле добродетель — это ущерб коммерческому, интеллектуальному и военному прогрессу государства.
«Честный человек и ясная голова», – сказал о Мандевиле Карл Маркс.
Идея о вреде чрезмерной бережливости, о полезности и даже необходимости непроизводительных расходов, любого расточительства, лишь бы это создавало спрос и занятость, была воскрешена и возведена в канон в наше время Кейнсом. Он считал Мандевиля своим предшественником.
Положительной является и современная оценка системы взглядов Мандевилля. Его философию большинство исследователей расценивают как увертюру к современному восприятию роскоши.