Древняя Греция даже по сегодняшним меркам жила просто и скромно. Гражданин греческого полиса на первое место ставил интересы государства: строительство военного корабля, возведение храма, содержание армии и полиции; на второе - интересы семьи и только на третье - личные.
Первым философию роскоши стал изучать Платон, причём в контексте понимания справедливости и несправедливости для отдельной личности, исследуя эти понятия в жизни города. Родился Платон в аристократической семье, был учеником Сократа и невероятным идеалистом в области государственного строительства. Он мечтал об утопическом городе-государстве, которым бы управлял тиран под руководством истинного философа. Для реализации своих идей он даже отправился на Сицилию к Дионисию Сиракузскому. Там его советы по управлению государством восприняли очень благожелательно. Правда, поначалу…
Платон считал, что роскошь разжигает человеческие желания, уводя общество за пределы простого удовлетворения нужд. Таким образом, роскошь представляет угрозу процветанию полиса и существующему социальному порядку, и, следовательно, задача политиков — полицейский контроль над роскошью. Эти постулаты философа Дионисию из Сиракуз - властному, богатому и расточительному - конечно не понравились, и он просто продал Платона в рабство. Выкупали его друзья.
Самый знаменитый ученик Платона, основоположник формальной логики Аристотель продолжил исследование роскоши в философском аспекте. В «Эвдемовой этике» он противопоставляет роскошь добродетели «выносливости и терпеливости». По мнению Аристотеля, роскошный мужчина столь мягок, что не в состоянии переносить боль. И это очень плохо для армии. Позднее, в его «Никомаховой этике» роскошь рассматривается как форма изнеженности, что также не способствует государственной мощи.
«В мире нет ничего более постоянного, чем непостоянство», - намного позже сказал Джонатан Свифт. И был прав… Именно в Древней Греции были приняты первые законы против роскоши: в VI веке до нашей эры в Афинах запретили излишние траты на дорогостоящие похоронные обряды и процессии. И именно здесь - на рубеже новой эры - возник роскошный стиль в искусстве! А для него, как известно, характерна излишняя декоративность: множественные скульптуры в архитектуре, изобилие складок в изображении одеяний, как, например, у богини победы Ники Пеония в Олимпии или на арибаллических лекифах — фигурных сосудах для масла - в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.