Стоить немного успокоить автомобилистов: заявленные цифры – средняя температура по больнице, причем касающаяся конкретных сегментов автобизнеса. Если углубиться в детали, выяснится, что дела гораздо лучше, чем описывают пессимисты. По крайней мере, пока.
Обозначенное подорожание касается, в первую очередь, кузовных деталей, то есть, не планового, а восстановительного ремонта. Понятно, что санкционная ситуация вызвала на российском рынке серьезные проблемы, однако дефицит и рост цен на «кузовню» объясняется и более привычным фактором – межсезоньем. Начало и конец зимы – это время всплеска аварийности, что и отражается в отчетах страховых компаний и повышенном спросе на детали.
Еще один субъективный фактор анализа – статистические данные получены в большей степени от дилеров, которые после ухода иностранных брендов вообще находятся в прострации, живя на остатках машин и оригинальных запчастей. Поэтому в основной зоне риска – новые и почти новые автомобили, особенно премиальные, находящиеся на гарантийном обслуживании и застрахованные по КАСКО. А вот ситуация в сегменте Aftermarket, то есть на вторичном рынке обслуживания, пока совершенно другая – две трети игроков продолжают работать в привычном режиме.
Объясняется ситуация на постгарантийном рынке просто – у независимых сервисов целых три канала поставок запчастей. Первый - неоригинальные детали, основным поставщиком которых являются азиатские страны, продолжающие торговать с Россией. Второе дыхание получили и разборки – на популярные модели кузовных деталей хватает с запасом. На кроссоверы Nissan мне предложили бамперы в наличии по цене от 2500 рублей. Без лишнего шума продолжают работать и представительства иностранных компонентных брендов, которые также переключают логистику на свои азиатские предприятия.
Со свежими премиум авто дела обстоят заметно сложнее. На Audi Q5 в последнем обновлении, которое я тестировал год назад, мне предложили только оригинальный бампер с плавающим сроком поставки от двух недель и ценой от 145 000 рублей. Зато на Q5 предыдущей генерации – кузовня снова в наличии от 6-10 тысяч рублей за элемент или от 50 тысяч в сборе.
В целом, рынок обслуживания разделился на две части – у владельцев популярных моделей 5-10 летнего возраста пока особых сложностей нет. Масса разного качества неоригинала и разборки полностью компенсируют дефицит и рост цен. А вот покупатели новых авто, особенно дорогих, действительно столкнулись с усугубляющейся проблемой – оригинальные детали на исходе, а неоригинальные китайцы еще не поставили на поток.