Напомню, что параллельный импорт – это официальный ввоз в страну товаров без согласия правообладателей. В России подобная схема доставки была хорошо отработана в 90-х годах прошлого века, а в 21-ом подобным способом доставляли, например, электрокары Tesla.
К списку Минпромторга есть вопросы. Например, в графу «Автомобили» попали ныне покойные бренды Hummer и Rover. Присутствует диковинная для России марка GMC, редкий Lincoln, а также востребованная у знатоков - американо-японская Acura. При этом в документе нет «Форда», «Фиата» и почти всех Французов, то есть «Пежо» и «Ситроена». Конечно, в основе Приказа не известный анекдот про три буквы «Ф», а практичный расчет – отсутствуют бренды, которые либо продолжили работать в России (в частности корейские и китайские), либо до сих пор пребывают в сомнениях. Приказ Минпромторга должен подтолкнуть их к принятию окончательного решения.
Что же в итоге это даст? Во-первых, параллельный импорт должен минимизировать дефицит, как самих автомобилей, так и запчастей к ним. В крупной сервисной сети подтвердили, что недостатка компонентов с большой вероятностью удастся избежать. Во-вторых, должен заметно расшириться ассортимент, поскольку привезти в Россию теперь можно любую продающуюся за границей модель в любой модификации.
Недостатки тоже имеются. Ввезенные авто не будут поддерживаться заводской гарантией – максимум дилерской и то, видимо, не бесплатно. Вторая проблема логистическая – параллельный импорт пойдет мелкими партиями через соседние страны, не попавшие под санкции – Казахстан, Китай, Турцию, Армению, Грузию и Ближний Восток. Это означает заметное увеличение времени поставок, а также рост транспортных издержек. Проще говоря, возвращения докризисной стоимости автомобилей ждать не стоит. В лучшем случае закончится творящееся ценовое безумие.
Главный вопрос, который оставляет за собой Приказ Минпромторга – возможность его коррекции или отмены. Игроки автоиндустрии уже начали инвестировать в перестройку бизнеса под параллельный импорт. В случае отмены санкций и возвращения в нашу страну автокомпаний, придется все отыгрывать назад. Но когда это будет, не знает никто. Единственный ориентир озвучили в Renault: французы отдали весь свой бизнес России с условием возвращения через пять-шесть лет.