Максим Морозов: Юлия, здравствуйте! Рад вас слышать!
Юлия Вымятнина: Здравствуйте! Взаимно.
Максим Морозов: Главный вопрос — как минимизировать риски от новой волны коронавируса, наступление которой прогнозируют после майских праздников?
Юлия Вымятнина: Из того, что известно от эпидемиологов, получается, что иммунитет работает лучше, если у человека было две, а лучше три дозы вакцины. То есть то, что человек болел до этого, становится уже менее важным.
Очень важно продолжать кампанию по ревакцинации. То, что у нас отменили QR-коды, конечно, снизило желание людей идти вакцинироваться.
Максим Морозов: Получается, вакцинация, действительно, во многом проходила не сознательно, а добровольно-принудительно.
Юлия Вымятнина: По ощущениям, да. Вакцинируются, судя по опросам, те, кому на работе велели, и вакцинировались, когда было активное использование QR-кодов. В этом смысле (и это решение уже федерального уровня)
сократить срок действия QR-кода до полугода было бы более эффективно, потому что стимулировало бы людей получать третью дозу.
Максим Морозов: Какие ограничения могли бы быть компромиссными, если все-таки придётся их водить, чтобы не навредить бизнесу на фоне санкционного кризиса? О чём говорит зарубежный опыт?
Юлия Вымятнина: Например, из анализа локдаунов в Европе сделали вывод, что локдаун не слишком помогает уменьшить негативные последствия, и, скорее, должна работать вакцинация и должно быть ношение масок. Причём не постоянное ношение масок, а именно тогда, когда идёт нарастающая фаза очередной волны. В этом смысле
в Петербурге, мне кажется, большая ошибка состояла в том, что, когда был спад предыдущей волны, по факту, практически никто нигде не носил маски, и за это не было штрафов, ничего не делалось. Людям фактически подали сигнал, очень плохой сигнал.
Максим Морозов: Власти снимут ритейлерам лимит по доле рынка для покупки иностранных сетей, что может позволить Х5 приобрести Prisma в Петербурге, пишут «Ведомости». Как бы вы оценили меру с учётом того, что всё-таки нельзя забывать и о развитии конкуренции?
Юлия Вымятнина: Я бы сказала, что мера в том виде, в каком она принимается, очевидно ситуативная. Это реакция на сложившуюся ситуацию, на то, что иностранный бизнес уходит и нужно сделать так, чтобы он мог уйти с минимальными потерями для нашей экономики. Нужны работающие магазины, нужны рабочие места и доходы в бюджет. В принципе, если бы Prisma не уходила совсем, то эта история прекрасно обходилась бы тем, что купили бы условно 95% контроля над Prisma и получили бы таким образом доступ к этим же самым территориям. Очевидно, здесь просто разовое решение.
Максим Морозов: Вы не видите рисков того, что схему масштабируют и на другие отрасли?
Юлия Вымятнина: Во-первых, мера в данном случае идёт не через закон о конкуренции, а через отраслевой закон, то есть она, очевидно, решает конкретную проблему. Если смотреть на другие отрасли, например, на автопром.
Иностранные производители тоже начинают выходить из автопрома. Но у нас не так, чтобы стояла очередь из российских покупателей. Там, скорее всего, придётся решать вопрос через государство. Я думаю, что сейчас история будет такая: будут смотреть, где возникают проблемы с тем, что иностранный бизнес не может гладко и спокойно уйти и будут решать эти проблемы точечно.
Пока я не вижу серьёзных рисков для конкуренции. Можно добавить такое соображение, что у государства в ритейле есть опыт взаимодействия с крупными сетями по сдерживанию цен на социально-значимые товары. Соответственно, тут в каком-то смысле даже удобнее, что будет меньшее число игроков, с которыми надо договариваться.
Максим Морозов: Минфин предложил изменить распределение налога на прибыль по регионам, то есть исключить фонд оплаты труда из формулы, используемой для распределения по регионам налога на прибыль компаний с филиалами, пишет РБК. Юлия, можно сказать, что, с точки зрения развития России как Федерации, это всё-таки шаг вперед.
Юлия Вымятнина: Это некоторый шаг вперёд, с точки зрения более справедливого распределения налогов между регионами. Мы понимаем, что сейчас для региональных бюджетов будет очень важно сохранять возможность получать средства. Потому что, что мы имеем? До сих пор, условно, если Газпром добывает газ в Сибири, а головной офис у него в Петербурге, то высокий уровень зарплат у людей в Петербурге. Большая доля налога на прибыль уходит в бюджет Петербурга, где этот газ не добывается.
Предложение Минфина подразумевает, что появляется возможность большую долю налога на прибыль оставлять в регионах, где газ и добывается. Данная мера поддержит эти регионы, но может несколько ухудшить состояние бюджета Петербурга. Хотя, конечно, надо смотреть на итоговую формулировку.
Напрямую эта мера совсем депрессивные регионы, насколько я могу понять, не поддержит, но уменьшит необходимость перераспределения за счёт федерального бюджета в отдельные регионы. То есть каким-то регионам будет сказано: «У вас теперь региональный бюджет увеличивается, мы за вас спокойны, больше средств будем направлять туда, где ничего не добывается, и где нужно помогать».
Максим Морозов: По-моему, справедливо, главное, как инициатива будет реализована. Юлия, спасибо!
Юлия Вымятнина: Спасибо вам, было очень приятно поговорить.