В Древнем Риме существовало несколько трактовок понятия роскоши. Первая рассматривала ее как потворство своим желаниям. Экстравагантность в одежде, строительстве зданий, устройстве пиров, декоре жилых помещений. Цицерон писал о женоподобных роскошных мужчинах и выхолащивании общественной добродетели: удовлетворение через телесные удовольствия ведет к невозможности и нежеланию мужчин действовать во имя общественного блага, а военная составляющая в такой парадигме находится под угрозой!
Вторая трактовка роскоши рассматривала ее в значении «жадность». С ростом богатства и благосостояния частные интересы доминируют над общественными, что осуждается как предательство государственных интересов, а аристократическое правление трансформируется в олигархическое.
Третье значение роскоши лежало в плоскости «амбиции», когда личное состояние используется для усиления личной власти. Марк Антоний считал Цезаря амбициозным человеком именно в этом смысле. Полибий был уверен, что такая практика ведёт к перемешиванию сословий, что является нарушением иерархической системы римского общества.
За три столетия в Риме было принято более сорока сумптуарных законов о запрете чрезмерных трат на роскошь. Так, например, во II в. до н. э. чрезмерной роскошью считались: предметы женского обихода (косметика, краска для волос, одежда, украшения), интерьера (мебель, посуда, ковры), деликатесы и дорогие вина, молодые рабы для плотских утех. А ещё корабли вместимостью более 7 тысяч амфор.
Конечно, законы нарушались. Вспомните Лукулловы пиры или Золотой дворец императора Нерона, тройной портик которого протянулся на милю. В подражание Востоку его стены были покрыты золотом и драгоценными камнями, а покои для любовных утех украшены перламутром и жемчугом. В обеденных палатах потолки раздвигались для рассыпания цветов и благовоний. Когда дворец был закончен, Нерон удовлетворенно сказал, что теперь, наконец-то, он будет жить по-человечески.
Фактически Древний Рим провёл герметизацию на несколько веков понятия «роскошь». Когда она появляется, то гражданская добродетель (в республиканской традиции) или надлежащее упорядочение социальных рангов (в аристократической традиции) будут подорваны. И только государство в состоянии законодательно определить для своих граждан, что является «нуждами», а что — «роскошью».