«Роскошь» — понятие известной двусмысленности, - начинает свое эссе философ эпохи Шотландского просвещения. Мы знаем, что роскошь может быть чрезмерной. И именно так чаще всего мы и думаем. Но отрицание роскоши, - продолжает Юм - также может быть чрезмерным. «Воображать, что удовлетворение каких-либо чувств или потворство каким-либо изыскам в мясе, питье или одежде есть само по себе порок, никогда не может прийти в голову, которая не расстроена безумием энтузиазма». Необходимо, как минимум, найти баланс в том, какую ценность мы придаем или не придаем роскоши.
До тех пор, пока пристрастие к шампанскому или любой другой роскоши не мешает нашим обязанностям перед друзьями и семьей и по-прежнему позволяет нам проявлять надлежащую благотворительность, мы должны быть вольны наслаждаться этой роскошью, - утверждает Юм. Проблема не в наслаждении, а в цене этого наслаждения. И цена имеет значение только тогда, когда есть вред или пренебрежение к другим.
Далее Юм добавляет, что можно обратиться к истории, чтобы поддержать его подход к роскоши. «Века утонченности — и самые счастливые, и самые добродетельные.… Там, где роскошь перестает быть невинной, она также перестает быть полезной». Промышленность и искусство заставляют людей быть занятыми и счастливыми, но также производят предметы роскоши, которыми они могут наслаждаться. Работа, которую мы хвалим, производит роскошь, которую мы склонны порочить. Нам нужно переосмыслить это противоречие и понять следующее: если людям запретить производить предметы роскоши, у них не останется ничего, кроме праздности.
Одним из самых интересных рассуждений Юма является то, что роскошь — хорошая или плохая — активна. И здесь есть намёк на наполненный пороками улей Мандевиля, которые более вредны для частных лиц, чем для общества. Вот почему мы должны быть крайне осторожны в своем стремлении изгнать порочную роскошь. Мы должны постоянно осознавать «невидимые» вещи, которые могут заменить роскошь. И, как замечает Юм, «изгнав порочную роскошь, не излечив лени и равнодушия к другим, вы только уменьшите трудолюбие в государстве и ничего не прибавите к человеческому милосердию или щедрости».
Дэвида Юма интересует полная картина человеческой жизни, включая роскошь, пороки и добродетели. Невозможно получить желаемые результаты, воздействуя только на одну часть уравнения, и не обращая внимания на другую. Понимание этого делает его аргументы такими привлекательными и заслуживающими серьезного отношения.