ЦБ 22.11
$100.68
106.08
ММВБ 22.11
$
<
BRENT 22.11
$74.79
7530
RTS 22.11
813.02
Telega_Mob

ДЭВИД ЮМ И РОСКОШЬ

Дэвид Юм - один из первых, кто выдвинул веские доводы против традиционного взгляда на то, что роскошь морально развращена и враждебна для выживания государства. В своем эссе «Об утонченности в искусстве» он награждает читателя красотой прозы, а также сложностью и тонкостью мысли, несмотря на то, что постоянно отвлекается на другие темы.

Фото: Дэвид Юм / Wiki - Источник

«Роскошь» — понятие известной двусмысленности, - начинает свое эссе философ эпохи Шотландского просвещения. Мы знаем, что роскошь может быть чрезмерной. И именно так чаще всего мы и думаем. Но отрицание роскоши, - продолжает Юм - также может быть чрезмерным. «Воображать, что удовлетворение каких-либо чувств или потворство каким-либо изыскам в мясе, питье или одежде есть само по себе порок, никогда не может прийти в голову, которая не расстроена безумием энтузиазма». Необходимо, как минимум, найти баланс в том, какую ценность мы придаем или не придаем роскоши.

До тех пор, пока пристрастие к шампанскому или любой другой роскоши не мешает нашим обязанностям перед друзьями и семьей и по-прежнему позволяет нам проявлять надлежащую благотворительность, мы должны быть вольны наслаждаться этой роскошью, - утверждает Юм. Проблема не в наслаждении, а в цене этого наслаждения. И цена имеет значение только тогда, когда есть вред или пренебрежение к другим.

Далее Юм добавляет, что можно обратиться к истории, чтобы поддержать его подход к роскоши. «Века утонченности — и самые счастливые, и самые добродетельные.… Там, где роскошь перестает быть невинной, она также перестает быть полезной». Промышленность и искусство заставляют людей быть занятыми и счастливыми, но также производят предметы роскоши, которыми они могут наслаждаться. Работа, которую мы хвалим, производит роскошь, которую мы склонны порочить. Нам нужно переосмыслить это противоречие и понять следующее: если людям запретить производить предметы роскоши, у них не останется ничего, кроме праздности.

Одним из самых интересных рассуждений Юма является то, что роскошь — хорошая или плохая — активна. И здесь есть намёк на наполненный пороками улей Мандевиля, которые более вредны для частных лиц, чем для общества. Вот почему мы должны быть крайне осторожны в своем стремлении изгнать порочную роскошь. Мы должны постоянно осознавать «невидимые» вещи, которые могут заменить роскошь. И, как замечает Юм, «изгнав порочную роскошь, не излечив лени и равнодушия к другим, вы только уменьшите трудолюбие в государстве и ничего не прибавите к человеческому милосердию или щедрости».

Дэвида Юма интересует полная картина человеческой жизни, включая роскошь, пороки и добродетели. Невозможно получить желаемые результаты, воздействуя только на одну часть уравнения, и не обращая внимания на другую. Понимание этого делает его аргументы такими привлекательными и заслуживающими серьезного отношения.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Инфляция остается трендом всех без исключения рынков недвижимости. Основным фактором, объясняющим ее, остается завершившаяся пандемия. Рост цен уже приводит…
Во время учёбы в СПбГУ он был свидетелем того, как студенты освистали Анатолия Собчака. Смольный доверил ему, молодому выпускнику юридического факультета,…
Удивился, узнав, что новый ресторан с вечеринками «Розе энд Дэнс» открывается в несчастливом помещении у цирка, где поменялось несколько названий за год…
Трудно представить, но в России состоялась премьера новой модели, которая уже поступила к дилерам. Нет, речь не об упрощенной «Ладе» без ABS, а о самом…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.