Приостановка деятельности в России мировых автомобильных брендов оказалась лишь вершиной айсберга. Куда сложнее обстоят дела у отечественных производителей, как первого, так и второго уровня. О том, что многие наши машины чуть ни наполовину состоят из иностранных комплектующих было известно сразу. А вот то, что из импортных составляющих наполовину делаются и якобы локализованные российские запчасти, некоторых явно удивило.
Самый простой пример – пресловутые электронные блоки управления, которые нам в огромном количестве поставлял, например, немецкий Bosch. Казалось бы, есть готовая альтернатива в виде компании Итэлма – это один из основных отечественных поставщиков электроники для автопрома. Однако выяснилось, что российские решения и тут основываются на немецких составляющий, в частности, компании «Сименс».
Помимо электроники под угрозой лишения возможности производства оказались топливные системы и системы выхлопа, в частности каталитические нейтрализаторы. Проще говоря, составляющие обеспечения экологических стандартов.
Нюанс оказался в том, что практически все производственные правила, которые сегодня применяются в нашем автопроме, навязаны западными партнерами после подписания нами всевозможных евроинтеграционных экономических соглашений – те же нормативы по экологии полностью скопированы со стандартов Евро. Беда в том, что технологической основы для плавного перехода у нас не было - все решения попросту покупались на Западе, спонсируя тем самым их инженерную школу.
Серьезность проблемы грозит подкосить не столько легковой, сколько грузовой автопром. А это по факту, как модно говорить, угроза национальной безопасности страны. Главный производитель грузовиков – КАМАЗ – давно был подсажен на моторы Cummins, коробки передач ZF и аппаратуру Bosch. О том, что подобная интеграция была принудительной, косвенно говорит даже автоспорт. Мировые партнеры реально замучили непобедимую команду КАМАЗ-мастер несоответствием техническому регламенту, давно вынудив отказаться от российских двигателей.
Серьезную проблему заметили в правительстве. Власти рассматривают реформу, которая должна снизить требования российского техрегламента для автопрома, давая возможность использовать простые и надежные, но несоответствующие евростандартам отечественные решения. Нюанс в том, что развитие многих из них остановилось еще пару десятилетий назад, а некоторые применяются со времен СССР. Но лучше поздно, чем никогда: есть шанс, что непростые времена помогут возродить былую инженерию.