Итак, автовладельцы по всей стране делятся фотографиями прайс-листов на самые популярные и востребованные модели. Lada Vesta за два миллиона, Kia Rio почти за три и Hyundai Creta – внимание! – за четыре миллиона рублей. И это, к ужасу, не фейк, а с некоторой вероятностью только начало ценовой вакханалии, которая является следствием санкционного давления.
Одним из первых цены поднял АвтоВАЗ, чьи автомобили подорожали от 80 до 250 тысяч рублей. Не считая «Гранты» и старой «Нивы», у нашего автогиганта больше нет моделей дешевле миллиона рублей. Следом потянулись и все остальные. Мелочиться не стала Toyota, подняв прайс сразу на полмиллиона, и Mercedes-Benz, прибавивший к своим моделям от 20 до 30%. Приличный E-class, стоивший еще вчера 5-6 миллионов рублей, сегодня некоторые дилеры отдают за 12.
Не остался в стороне и вторичный рынок. В среднем цены на подержанные авто выросли где-то на 10-15%. Однако есть и те, кто идет впереди всех. Например, «Рольф» начал поднимать стоимость подержанных машин на 30 тысяч рублей в день.
Недельный мониторинг предложений на вторичном рынке Петербурга был неутешительным. Целых автомобилей в рамках 500 тысяч рублей в городе практически не осталось. За такие деньги предлагаются восстановленные, требующие серьезного ремонта или же просто очень старые авто с неизвестной историей.
Вдобавок ко всему, поднятие ставки рефинансирования до 20% годовых может значительно замедлить всю систему кредитования, на которой держится две трети российского авторынка. Единственная надежда на то, что эта мера окажется минимальной по срокам, но делать реальные прогнозы сегодня не возьмётся никто.
Пессимисты рисуют авторынку России реалии Кубы. Оптимисты же ждут китайской экспансии, причем как автомобильной, так и финансовой. Третья часть экспертного сообщества надеется на хоть на какое-то ослабление санкций, которые очевидно отрикошетят и по самой Европе. Правда, как обычно, будет лежать где-то посередине. Одно понятно: мир, в том числе и автомобильный, уже никогда не будет прежним.