Начнем с хорошего: с самыми популярными запчастями особых проблем нет. Расходники, технические жидкости, элементы подвески, тормозной системы и частично рулевого управления есть в наличии как на старые, так и на новые автомобили, в том числе никогда ранее не поставляемые в Россию. Сказалась взаимозаменяемость: в большинстве случаев иномарки, попавшие по схемам параллельного импорта, технически унифицированы с моделями, которые ранее продавались у нас официально.
Кроме того, воспряли отечественные производители компонентов для вторичного рынка, лишившиеся за год западных конкурентов. Правда отечественные они условно: большая часть производств находится в Китае, где к деталям просто клеят российские маркировки.
Неожиданно можно порадоваться за владельцев Peugeot и Citroën. Несмотря на остановку поставок машин, из России так и не ушло дочернее подразделение концерна Stellantis – бренд Eurorepar. Участники этой европейской сервисной сети рассказывают, что сложностей с заказами даже из Франции, в том числе оригинала, у них нет.
Теперь о грустном: никакой привычной гарантии на новые автомобили, ввезенные по параллельным схемам, не было и нет. Крупные дилеры пытаются внедрять собственные программы, но в ближайшем рассмотрении все они условны – конечное решение остается на усмотрение продавца.
По-прежнему не решена проблема с поставками сложных узлов и агрегатов, а также кузовными деталями на свежие авто. Электронные блоки управления, двери, светодиодные фары, головки блока цилиндров по рассказам экспертов порой добираются до России по полгода. Попадание на новой, дорогой и не самой популярной машине в ДТП может превратить ее в «памятник», а владельца - в пешехода. Само собой, цены на дефицитные запчасти выросли кратно.
Кроме того, западные автоконцерны отключили российских клиентов от своих онлайн-приложений, а дилеров – от сервисного софта. Правда проблема оказалась не самой страшной: некоторые научились обходить блокировки, некоторые – установили аналоги.
Если говорить в целом, то идет сложная, но выполнимая перестройка рынка. Львиную долю не самых богатых автовладельцев ситуация затронула только выросшими на обслуживание ценами. Основной комплекс проблем пока у тех, кто выбирает новый европейский или японский премиум-класс. Дилеры отмечают, что обеспеченные россияне порой покупают сразу два одинаковых автомобиля. Как в старом анекдоте: один ездить, один – ремонтироваться.