Противники тотальной цифровизации на запуск грузовых беспилотников отреагировали однозначно – логистическое лобби продавливает государство на замену людей роботами. Грузовику без водителя не надо есть и спать, он может ехать 24/7 – только заправляй, не нарушает ПДД, не болеет, не требует отпуска и самое главное – не нуждается в зарплате и пенсии. Идеальный сотрудник, который в перспективе принесет компании баснословные прибыли. Куда девать при этом армию лишившихся работы водителей, пока никто не говорит.
Сразу стоит успокоить. Беспилотные грузовики – это отдаленное будущее. По словам самих же участников камазовского пробега, без водителя машины пока обойтись не могут. Населенные пункты, ремонты дорог и заезды на заправки – все еще непреодолимые препятствия. По сути, беспилотный режим – это пока чуть продвинутая версия обычного круиз-контроля. Кадровая ситуация ровно обратная – водители массово покидают профессию.
По подсчетам экспертов и участников рынка грузоперевозок на середину 2023 года дефицит водителей в отрасли превысил 21%. Средний возраст дальнобойщиков – около 50 лет. Некоторые пришли в профессию еще в СССР и, не стоит лукавить, жалуются на ухудшение условий работы с учетом всех сегодняшних санкционных реалий.
Неожиданная проблема – массовое внедрение в грузовики цифровых мониторингов: сегодняшняя фура, даже отечественная – это компьютер-радар, который следит за каждой каплей солярки и каждым метром маршрута. Проще говоря, водители увольняются, когда узнают, что халтурить и воровать больше не получится. Ну, а главная беда – смена кадров: современная молодежь идти в дальнобойщики вообще отказывается, особенно на КАМАЗы вместо Mercedes и Volvo.
Пока представители отрасли видят выход в привлечении мигрантов. Правда, с иностранными водителями очень много документальной волокиты по адаптации. Именно поэтому крупнейшие транспортные операторы, не скупясь, инвестируют в беспилотные проекты.
Нехватка кадров в сфере грузоперевозок уже вынуждает крупнейшие компании серьезно поднимать зарплату. Предложения в 200-250 тысяч рублей в месяц встречаются регулярно. Представители бизнеса порой называют водителей грузовиков зарплатными конкурентами сотрудникам IT-сферы. Правда, до поры, до времени: брошенные на беспилотные проекты силы рано или поздно приведут к результату.