По сравнению с предыдущим годом наш авторынок, как и предполагалось, потерял миллион покупателей. Это много. Получается, что купить новую машину в 2022 году смогло меньше 1% от всего трудоспособного населения страны. Но цифра не объективная: не учитывается ситуация на вторичном рынке, отложенный спрос, а также не берутся в расчет те, кто спешно покинул нашу страну или, наоборот, неожиданно ушел в армию. Дилеры признаются, что такого количества разорванных контрактов, как во втором полугодии, у них давно не было.
Что касается продаж в целом, то картина показательна: почти 60% сделок – это покупка машин не более 500 тысяч рублей, то есть сильно подержанных. Еще 27% клиентов могут позволить себе затраты до миллиона – считай новые отечественные или бэушные иномарки. Лишь 12% выбирают авто в диапазоне до двух и всего 4% покупателей - свыше двух миллионов рублей.
Как подобную ситуацию переживают дилеры? Как оказалось, по- разному. В сегменте «лоу-кост», то есть у «Лады», основная проблема не с покупателями, а с дефицитом новых машин. Кредит с госсубсидией в 20% делает свое дело, но только для тех, кто согласен на простецкую Гранту или советскую Ниву.
В своем мире, как всегда, живет премиум класс. У дилера Mercedes-Benz мне предложили полный ассортимент новых машин. По признанию сотрудников, все распри с Германией неофициально улажены – за мои деньги мне готовы привезти любую модель, но окольными путями, о которых клиенту знать не обязательно.
Хуже всех приходится дилерам иномарок среднего класса. У продавцов некогда популярных европейских машин я обнаружил в салоне не только праворульные японские авто, но и новые китайские… тракторы. По признанию сотрудников, уже давно не брезгуют ничем, что приносит доход – серый импорт, складские остатки новых иномарок, сельхозтехника, запчасти – в дело идет все.
Хорошие новости все-таки есть: после объезда дилеров Санкт-Петербурга, я нигде не наткнулся на закрытые двери. Люди продолжают работать и крутиться, кто как может. Большинство, понятно, переключается на Китай. Однако для покупателей машин от двух миллионов рублей, серый импорт уже готов предложить даже более интересные варианты, чем раньше. Остальные 96% пока могут рассчитывать только на «Ладу».