ЦБ 15.04
$93.44
99.73
ММВБ 15.04
$
<
BRENT 15.04
$89.51
8364
RTS 15.04
1163.11
Telega_Mob

ВЛАДИМИР ХИЛЬЧЕНКО: Об основных ошибках при оценке бизнеса

«Оценка и стоимость бизнеса» – такова тема очередного выпуска программы «Бизнес-Доктор». О том, как объективно и справедливо рассчитать стоимость активов, в чём слабые места методики аудиторских фирм и какова при этом роль генерального директора — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с президентом холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимиром Хильченко.

ФОТО: Пресс-служба холдинговой компании «Созвездие Водолея»

Максим Морозов: Сегодня мы говорим об оценке и стоимости бизнеса. Владимир Ефимович, в связи с чем, на практике, возникает необходимость оценки стоимости бизнеса у собственника и генерального директора?

Владимир Хильченко: Часто созданный предпринимателем бизнес подходит к тому, что хочется его либо продать полностью, например, 100%, если вы единственный владелец, но более часто бывает, что бизнес создан несколькими людьми, то есть несколькими акционерами, несколькими дольщиками, и по разным причинам происходят разногласия. В этом случае, чтобы не угробить бизнес, его надо продать. Раньше или позже этот вопрос настанет, когда больше одного владельца, а даже если он один, в силу, например, возраста, в силу сложных обстоятельств человек готов расстаться с бизнесом.

Максим Морозов: Сейчас идёт активная дискуссия о наследовании бизнеса, неоднозначная тема.

Владимир Хильченко: Да, наследование. Отдать детям в силу возраста, когда нужно, может быть, отойти от бизнеса. Не всегда дети готовы этим бизнесом управлять, да и, может быть, просто не хотят. Поэтому встаёт вопрос продажи, люди обращаются за помощью в оценке бизнеса.

Максим Морозов: Но это всё-таки негативный сценарий, ведь иногда нужно оценить бизнес просто в силу закона. Допустим, некоторые компании подлежат аудиторской оценке, и здесь ни о каком разделе речи не идёт, здесь необходимо в силу закона.

Владимир Хильченко: Я категорически не согласен с теми инструментами, которые применяются для оценки бизнеса. Так называемая «оценка бизнеса», когда не важен сам результат оценки.

Многие аудиторские компании, которые сегодня предлагают услугу по оценке бизнеса, на самом деле не производят его оценку, они используют инструменты, которыми бизнес оценить невозможно.

Максим Морозов: Но заключается договор на оказание аудиторско-консалтинговых услуг.

Владимир Хильченко: Заключается, да. Аудиторы говорят: «Мы отвечаем по закону за результаты аудита». Но попробуйте привлечь к ответственности эту аудиторскую компанию! Потому что она, к сожалению, не умеет это делать. Там есть бухгалтеры, они считают, что бухгалтер может оценить бизнес. Они берут западные методики, которые в России, уже всем очевидно, абсолютно неприемлемы, и оценивают бизнес. Приведу пример, одна очень крупная российская аудиторская компания, которая, наверное, в первой пятёрке российских консалтинговых компаний, проводила оценку. Методики и инструменты оценки бизнеса, вроде бы, у них есть, они всё знают. Если их спросить, как теоретики они блестящие, применяют специальные системы. Они оценивают бизнес, но это никакого отношения не имеет к действительности. Я могу привести пример конкретного предприятия, которое я знаю. За проведение такой ежегодной бизнес-оценки в одном акционерном обществе они берут 300 тысяч рублей. Оценивалось автотранспортное предприятие, в оценке результат их работы настолько низок…

У предприятия был громадный убыток, а они по бухгалтерской отчётности, по своим методикам обнаружили только прибыль, то есть диаметрального противоположное.

Максим Морозов: По сути, ввели в заблуждение?

Владимир Хильченко: Они вводят в заблуждение собственника компании и генерального директора, ведь кто заказывает аудит? Для чего он делается? Собственнику нужно знать, «как управляют моим капиталом, моим бизнесом». Оказывается, что, когда собственнику сообщают результат аудита: «У вас громадный плюс, предприятие хорошо работает». Собственник говорит: «Подождите, а где мои деньги?». Оказывается, у него не плюс, а убыток.

Максим Морозов: Давайте возьмём какой-нибудь пример. С кредитом интересная история, мне кажется. Когда предприятие берёт 100 единиц денег в банке.

Владимир Хильченко: Аудиторские компании очень часто не учитывают понятие кредита, то есть компания вывела прибыль, но без кредита. Кредитные деньги по системе учёта часто не входят и не влияют на величину прибыли, что кощунственно и неправда. Аудит проверяет: компания заработала 100 млн прибыли, но при этом у неё висит кредитов на 300 миллионов.

Максим Морозов: И в какую строку они идут?

Владимир Хильченко: Они в пассивы, естественно, отражают и в итоге выводят, что это на прибыль не влияет. Откуда может быть прибыль, если не возвращён кредит? Этот кредит, так как бухгалтер ставит это на пассив, то есть, по сути, это активы предприятия. Получается, что бухгалтеру всё равно, а генеральному директору эти деньги возвращать, но ему сообщают: «У тебя прибыль!». Какая прибыль? Это «прибыль до возврата кредитов» – вот так надо называть. Пока не выплачены обязательства перед кредитной организацией, разговаривать о прибыли бессмысленно.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

«Мое любимое время года - июнь, начало лета. Когда всё ещё впереди. Так и надо жить, не оборачиваясь...» - писал Рэй Брэдбери. Сегодня прямо из Пулково…
Каким образом рекомендуется ухаживать за кожей у косметолога в летний период? Возможно ли в теплое время года проводить инъекционные процедуры? И какие…
Что представляет собой зуботехническая лаборатория? Какие преимущества дает клинике ее наличие? И может ли оно со временем стать стандартом оказания услуг?…
Каковы перспективы у проектов бизнес-класса в периферийных районах Петербурга? В чем их привлекательность для инвестора? И как формируется экономика таких…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.