Максим Тихонов: Дефицит пятен под застройку в центре города с каждым годом становится все более очевидным, и в первую очередь это, конечно, сказывается на девелоперах, которые работают в высоком ценовом сегменте. Волей-неволей взгляд падает на так называемые «спальники». На ваш взгляд, какие перспективы у проектов с характеристиками бизнес-класса в районах, которые ещё недавно считались, по сути, периферийными?
Михаил Гущин: На мой взгляд, за последние 5-7 лет достаточно серьёзные изменения произошли с точки зрения урбанизации города. И это традиционное деление, что есть центр города, а есть периферийные районы, стало рушиться. Мы увидели изменения в экономике, появление большого количества удалённой работы, и те районы, которые ещё недавно считались спальными, становятся все более привлекательными. Есть освоенные районы, в которых люди живут годами, – там достаточно большое количество зелёных зон, там большое количество торговых заведений, все в порядке со школами, с детскими садами. Многие люди, работая в этих же районах или даже являясь собственниками бизнеса, не особо хотят ехать куда-то в центр. Исходя из этой логики, как раз в любом районе есть лучшее место для проекта, который может стать бизнес-классом для этого района. У нас сейчас есть в портфеле несколько проектов как раз в спальных районах, и мы к ним относимся совершенно так же, как мы бы относились к проектам в центральных районах.
Максим Тихонов: А если мы говорим про инвестиционную привлекательность проектов на границе города, – стоит ли их в принципе рассматривать с этой точки зрения?
Михаил Гущин: Наш город как агломерация стал сильно больше, и такие районы, как проспект Просвещения или проспект Большевиков, по сути, уже становятся более приближенными к центру, нежели к границам города.
С точки зрения инвестиций, безусловно, есть огромная агломерация, есть районы в уже освоенных традиционных спальных частях города, и, безусловно, весь спрос со стороны агломерации перетекает в том числе и туда, не только уже в центр города.
Исходя из этого, с точки зрения инвестиций, безусловно, там есть определённые перспективы. Надо смотреть, что за продукт предлагается. Если это то же самое, что строится в 30 минутах езды от кольцевой автодороги, наверное, там инвестиционной привлекательности нет. Если это хороший качественный продукт, который будет нравиться людям, то, безусловно — да. На мой взгляд, сейчас в вопросе инвестиций надо очень чётко понимать, для чего ты инвестируешь в жилую или в коммерческую недвижимость. Коммерческая недвижимость в таких проектах — это, безусловно, очень привлекательный продукт, на который есть большой спрос.
Максим Тихонов: Что можно сказать про экономику таких проектов, исходя из локации?
Михаил Гущин: Цена продажи таких проектов, конечно, ниже, чем у проектов в центре города. В то же время, за счёт большого масштаба и большой территории ты получаешь возможность создать просто иной продукт. В нашем новом проекте на севере города, например, появятся двухуровневые сады. Территория домов будет соединяться между собой прекрасным мостом. Да, в строительстве мы будем использовать кирпич, а не юрский мрамор, но в то же время сама архитектура получилась очень выразительной. Я верю в то, что можно и в таких проектах делать классные продукты, прекрасную архитектуру, и это является нашей целью.
Максим Тихонов: Мы с вами обсудили, что есть уже некая размытость относительно привлекательности локации. А что с делением на классы недвижимости, насколько сегодня это все ещё принципиально?
Михаил Гущин: Для меня класс недвижимости — это очень размытая характеристика, потому что если посмотреть на объект, он формируется из 150 параметров и однозначно сказать, что это тот или иной класс, нельзя. Это скорее такой ориентир для клиента, что ему покупать. Чем больше информации даёт застройщик на старте, тем больше значит его уверенность в будущем. Если вы видите несколько красивых картинок и на все вопросы вам отвечают, что будет хорошо, потому что это элита, – то тяжело понять, что там внутри.
Если вам дают 40 или 50 пунктов, по которым вы видите, что будет делаться, очень подробно описывают будущий дом, – понятно, что люди уже понимают, как его построить, что это будет, как это будет выглядеть. И это даёт уверенность в том, что вы получите.
Это невозможно придумать, это плод работы большой команды. Порядка 40-50 человек работают над каждым проектом, которые в деталях запрашивают коммерческие предложения, смотрят камень…У нашего офиса выложено две стенки из кирпича для нашего будущего проекта, который смотрит архитектор. Мы приходим, смотрим: хороший кирпич или плохой, будет ли он осыпаться или не будет. Если эти детали уже понятны на старте, то это говорит о том, что работа проделана.