Татьяна Копылова: Будем сегодня говорить про элитную недвижимость, о том, как в этом плане оставаться вне времени. Что же сейчас вложено в понятие элитной недвижимости, насколько эти принципы менялись, допустим, за последнее десятилетие?
Михаил Гущин: На мой взгляд, сами принципы элитной недвижимости за десятилетие, может быть, и не поменялись. Периодически мы вспоминаем наш проект, который был завершён в 2005 году, в котором 50% площадей было отдано под инфраструктуру: бассейн, система управления влажностью и большое количество разнообразных требований, которые мы там реализовали. Безусловно, если мы сейчас посмотрим на наши проекты, во-первых, там везде всегда появляется инфраструктура и полноценный консьерж-сервис.
Но элитная недвижимость — это, прежде всего, те ощущения, которые ты получаешь. Это, во-первых, ощущение эстетики, утончённости в каждой детали. Это, конечно, огромная работа внутренней команды, с точки зрения создания именно ощущения элитной недвижимости. Это и работа управляющей компании и, безусловно, эстетика в каждой детали, от архитектуры до ландшафта.
Все, чтобы ты ощущал себя как в прекрасном, очень дорогом отеле или как «театр начинается с вешалки». Все должно соответствовать одной идее. При этом я могу сказать, что у нас есть разные проекты. От проектов на Петроградской стороне или на Крестовском острове до проектов в Приморском районе. Плюс мы сейчас готовим большое количество проектов, которые будут в разных районах Петербурга. Наш подход везде остаётся одинаков. Мы никогда не идём на какие-то компромиссы, говоря, что «эта недвижимость чуть дешевле, она в Приморском районе, поэтому будет так себе». Самое интересное, что есть несколько клиентов, которые могут себе позволить жилье на Крестовском острове, но эти люди покупают 2-5 квартир, например, в Приморском районе. Почему? Говорят, там им нравится.
Татьяна Копылова: Казалось бы, расположение дома является обязательной характеристикой элитного жилья. Получается, что это не совсем так? Какие тут ещё нюансы? Есть что-то, что называется основой элитной недвижимости?
Михаил Гущин: Безусловно, в традиционном понимании элитной недвижимости расположение всегда важно, это играет роль. Центральный район, Петроградский, Крестовский остров, Курортный район — это те места, которые являются традиционными для расположения элитной недвижимости. Есть ещё часть Московского района, которая тоже очень привлекательна, но в то же время появляются локации в застроенных районах, в том же Приморском, которые для жителей этого района, по сути, тоже являются элитными. Сейчас все стало, наверное, менее однозначно. Хотя с учётом того, что центр Петербурга очень сильно изменился за последние 5-7 лет, он стал гораздо более привлекательным для жизни, для отдыха, конечно, центральная часть Петербурга — это то место, где по-прежнему продолжают создаваться элитные проекты. Вторая часть — это технологии и инфраструктура. Инфраструктура элитного дома — это очень важно. Это, безусловно, центральная входная группа, это ресепшен, служба консьержа, какие-то спортивные истории.
Татьяна Копылова: Как меняются предпочтения тех, кто хочет жить в доме элитного класса? Вы рассказали отличный кейс клиента, который хочет жить в Приморском районе. Это ли тенденция или все-таки нет?
Михаил Гущин: Безусловно, это не тенденция. Основное количество клиентов элитной недвижимости покупают её в центральной части города или в Курортном районе, то есть, в традиционных местах. Элитная недвижимость с одной стороны — это роскошь пустоты, как сказал архитектор Евгений Львович Герасимов, то есть, это пространство. Это возможность делать не просто чистый функционал, но оставить себе своё место, получить удовольствие от того места, где ты живёшь, сделать что-то совершенно неразумное. Со второй стороны, безусловно, это «клубность», это небольшой размер, небольшой объём. Если это большой проект, то его надо разделять на определённого рода корпуса, для того чтобы у клиента не создавалось ощущение, что он живёт в каком-то огромном жилом массиве.
Людей, которые зарабатывают деньги, всегда пугает страх оказаться в огромной массе людей, потому что там теряется любого рода ощущение удовольствия.