Татьяна Копылова: Поговорим сегодня о конкуренции на рынке недвижимости, о плюсах и минусах для девелоперов и для покупателей. Первый вопрос: что же сейчас происходит с этой самой конкуренцией на рынке недвижимости?
Михаил Гущин: За последние 15-20 лет мы увидели достаточно серьёзные процессы на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербурга. Застройщиков стало меньше, это просто медицинский факт.
При этом за последние 5 лет появились достаточно крупные московские компании, которые заходят в Санкт-Петербург как на очень привлекательный рынок. Появились региональные компании, но в целом, конечно, произошло укрупнение игроков на рынке жилой недвижимости.
Татьяна Копылова: То, что вот застройщиков становится меньше — это хорошо для тех, кто остался?
Михаил Гущин: Я бы сказал, что это никак. Во всяком случае, если говорить о нас как компании, о Группе RBI, то у нас в принципе есть своя ниша, своё позиционирование, и мы наоборот очень хорошо себя чувствуем, когда рядом с нами кто-то строит. Вообще, идеальная ситуация, когда реализуется большой район, вокруг много застройщиков, и в этой ситуации мы себя чувствуем просто прекрасно, и очень этому рады. Формируется общая жилая среда в таких районах, то есть это полностью новый район, как произошло в Приморском. Хорошо это или плохо… Мне кажется, в любом случае рынок, на котором есть всего несколько крупных монопольных игроков, — это не очень хорошо для потребителей. Это всегда достаточно понятные ограничения, это не очень большой выбор квартир и продуктов, которые тебе предлагают.
С одной стороны, хорошо, что ушли слабые игроки. С другой стороны, слишком высокий уровень монополизации для рынка тоже не очень хорошо.
Татьяна Копылова: По поводу потребителя как раз хотела спросить. Ведь в связи с тем, что игроков на рынке недвижимости становится меньше, и у клиента становится меньше выбора. О том, что это плохо, вы уже упомянули, но ведь есть какие-то положительные моменты? Например, более лёгкий выбор.
Михаил Гущин: С одной стороны — да, но я бы не сказал, что сейчас в Петербурге маленький выбор проектов. Мы, конечно, не догоняем Москву по количеству компаний и предложений на рынке проектов и квартир. С другой стороны, если человек решил купить квартиру, у него есть выбор от бюджетных предложений, чаще всего за пределами кольца, либо за пределами административной границы Петербурга, до предложений в центральной части города. Поэтому, конечно, этот процесс идёт, но в то же время компании, которые сейчас есть на рынке, достаточно сильные, они обеспечены финансированием, они понимают, как вести этот бизнес в Санкт-Петербурге, и мы в целом этому рады. Я бы отметил другой нюанс, что есть, например, ниша, которая связана с реконструкции зданий в центральной части Петербурга, с работой с объектами культурного наследия. Компаний, которые уверенно в этой нише работают, просто единицы. И чем дальше ухудшается состояние центра Петербурга, тем меньше становится компаний, которые готовы туда идти и которые готовы работать с такого рода объектами. Петербург — это, с одной стороны, очень красивый город, с другой стороны, это огромное количество памятников, это огромное количество исторических кварталов, которые, конечно, требуют значимой реконструкции и воссоздания.
Татьяна Копылова: Возвращаясь к теме конкуренции, хочу спросить вас, какую вы видите тенденцию? Будет ли продолжаться укрупнение рынка, или, может быть, в ближайшее время будут появляться новые, более мелкие игроки?
Михаил Гущин: Мы сейчас не видим на рынке тенденции для появления маленьких игроков. Мы видим, что, наоборот, в тяжёлой ситуации нынешнего рынка крупные и средние компании будут иметь преимущества, просто обладая резервами на решение тех или иных сложных задач. В то же время мы видим, что конкуренция, безусловно, будет нарастать. Мы это уже увидели в Москве, где идёт, по сути, ценовая конкуренция, и это тоже достаточно плохо, потому что маржинальность на фоне роста себестоимости не такая высокая. Плюс дополнительная нагрузка, которая появляется от реализации различного рода социальных обязательств застройщика.
Все это приводит к тому, что, девелопмент, с одной стороны, по-прежнему привлекательный бизнес для новых компаний, с другой стороны — крайне сложный, требующий большой экспертизы.
Поэтому мы, если честно, были бы рады, если бы рынок пополнился новыми участниками. К нам на объекты часто приезжают представители других девелоперских компаний. Приезжают из регионов, из Москвы, из Санкт-Петербурга. Мы никогда не отказываем им в визите, показываем всё.