В России продолжается своего рода «мозговой штурм» в связи с тем, что страна намерена денонсировать конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и выйти из Группы государств против коррупции. На этот раз предложение пришло из Государственной Думы.
Депутаты от фракции «Новые люди» внесли в Госдуму законопроект, который предполагает создание российской комиссии по мониторингу и регулированию законодательства в области противодействия коррупции. В новый орган, в частности, должны войти представители президента, правительства, парламента, Конституционного и Верховного судов, а также генпрокуратуры, ЦБ и бизнес-омбудсмена. Рассуждает управляющий партнёр юридической фирмы «Дювернуа лигал» Егор Носков.
Управляющий партнёр юридической фирмы «Дювернуа лигал» Егор Носков Мне представляется инициатива депутатов о создании антикоррупционной комиссии совершенно бессмысленной, поскольку всем известно, что никакой коррупции в России нет. Поэтому мониторить этой комиссии будет совершенно нечего. Единственное пожелание: если такой декоративный орган всё-таки будет создан, чтобы результаты его работы были засекречены, чтобы вражеские разведки не могли использовать результаты работы этой комиссии в антироссийской пропаганде, исказив отсутсвие в России коррупции и извратив результаты работы этой комиссии.
Основное опасение аналитиков заключается в том, что новый – национальный – орган окажется, мягко говоря, не таким объективным, как наднациональные институты. Это всего лишь стереотип, уверен сопредседатель петербургского Центра «Бизнес против коррупции» Александр Леонтьев.
Сопредседатель петербургского Центра «Бизнес против коррупции» Александр Леонтьев Такое стереотипное впечатление, наверное, вытекало из той политической и социально-экономической обстановки, в которой мы находились до февраля прошлого года. Из-за того, что сейчас вокруг России со стороны западных стран формируется некий забор, мы вынуждены решать многие процессуальные вопросы выхода из разных международных конвенций. Насколько я знаю, необходимость выхода обусловлена еще такими соображениями: ранее действующая конвенция предоставляла возможность контролировать и мониторить ситуацию с коррупцией со стороны иностранных групп государств, входящих в эту конвенцию. Сейчас, с учетом новой обстановки, это в принципе невозможно сделать. Поэтому, конечно, нам необходимо создавать какую-то свою систему ценностей, систему мониторинга, контроля всех этих мероприятий.
Предполагается, что комиссия будет мониторить применение антикоррупционного законодательства и готовить предложения по его изменению и доработке. Члены комиссии будут ежегодно делать доклад о реализации национальной политики в области противодействия коррупции и публиковать текст в открытом доступе. Стоит ли прекращать международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией? Рассуждает соавтор Конституции России Сергей Цыпляев.
Соавтор Конституции России Сергей Цыпляев Очень полезно странам, у которых внутренняя культура вполне себе поддерживает коррупцию и считает это чем-то в порядке вещей, когда они включаются в международные механизмы, где уже накатаны и подходы, и способы, и стандарты, которые заставляют вас подтягиваться. А иначе вам придется, как Барон Мюнхгаузен, самих себя вытаскивать за волосы из болота коррупции. Поэтому, безусловно, не следовало спешить с подобным решением, и совместная работа с другими странами в сфере коррупции вполне себе могла бы продолжаться. Мы же продолжаем торговать нефтью, продолжаем заключать зерновые и другие сделки. Поэтому ничто нас не заставляло именно в этой позиции сворачивать международное сотрудничество.
Отметим, Дмитрий Песков заявил, что денонсация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию – цитата – «никоим образом не подрывает наш законодательный потенциал, внутренний потенциал по борьбе с коррупцией». Ранее президент разрешил не размещать в Интернете и СМИ информацию о доходах госслужащих вплоть до окончания СВО.