Возле многоквартирных жилых домов может стать в разы меньше парковочных мест. Как пишут «Известия» со ссылкой на дорожную карту Минтранса, правительство страны намерено с 2026 года ввести гибкое нормирование числа машино-мест на участках под многоэтажную застройку. По мнению чиновников, это поможет снизить нагрузку на транспортную сеть больших городов. Однако, как считают эксперты, в случае с Петербургом это вряд ли сработает.
Согласно правилам землепользования и застройки, в Петербурге расчет минимального числа парковочных мест производится по простой формуле: на 80 квадратных метров жилья — пространство для парковки одного автомобиля. На их число влияет и класс недвижимости: например, в экономсегменте оно ниже: а 100 квартир — 20 мест для паркинга, в «комфорте» — уже 60, а в бизнес-классе все должно быть рассчитано один к одному. То есть существующие нормативы закрепляют зависимость машино-мест от числа квартир в зависимости от региона и типа жилья. Новый же стандарт, который хотят принять уже к концу 2025 года, позволит отойти от этого принципа и выбирать число парковок, грубо говоря, по ситуации. Это, во-первых, позволит строить многоэтажные здания с минимальным парковочным пространством, а во-вторых, по мнению инициаторов изменений, снизит нагрузку на транспортную сеть городов. Однако четкого механизма того, кто будет определять число парковок у жилых домов, пока нет. При этом урбанист Анастасия Козлова убеждена, что решение этой проблемы лежит в иной плоскости:
Урбанист, гендиректор компании «Автодор-Девелопмент» Анастасия Козлова Нормативы не всегда есть спасение, как бы мы их не меняли. Жизнь гораздо гибче. В части парковок, например, действующие нормативы тоже не всегда чёткие. Часто мы не учитываем, например, совместное использование машино-мест, когда жители с утра уехали на работу, а работники офисов на них приехали. Такое совместное использование не требует нормативов. Оно требует организации и операционного управления. Эти ресурсы у нас сегодня совершенно не использованы. Второй момент связан с тем, что крупные застройщики уже сегодня по нормативам вынуждены строить многоэтажные паркинги. Очень многие из них пустуют. И для застройщика это чистая затрата, которую он понёс, а жители ими не пользуются по разным причинам. Все мы пытаемся парковаться прямо у себя под окнами. Даже если это на газоне, даже если это друг за другом, блокируя места и так далее. Поэтому вот с этим нужно работать. Скорее всего, решение лежит в плоскости подземных парковок, но тогда остаётся вопрос, кто и как их будет покупать.
Параллельно с сокращением парковок рядом с многоэтажными домами, дорожная карта Минстроя, которая уже внесена на рассмотрение в правительство, включает в себя направление работы по широкому внедрению в регионах платных парковок. И все это — в расчете на развитие общественного транспорта и снижение автомобилизации. По ее уровню, к слову, сейчас Петербург занимает четвертое место среди регионов — на каждую тысячу жителей 321 человек регулярно пользуется личным транспортом. Но власти упорно пытаются пересадить граждан на общественный. И если в Москве с огромной и удобно развитой сетью метрополитена это действительно удобно, то в Петербурге усложнение и удорожание использования собственного авто ничего, кроме непонимания и раздражения, у местных жителей не вызовет, отмечают эксперты. Инициативу федеральной власти комментирует член комиссии по градостроительству петербургского ЗакСа Александр Рассудов:
Депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Рассудов Отчасти проблема федерального законодательства связана с тем, что те, кто его пишет, проживают на постоянной основе в городе Москве. Там действительно семимильными шагами идёт развитие общественного транспорта, всех его видов. Но, к сожалению, в регионах ситуация с общественным транспортом не так хороша. Действительно, надо пересаживаться, в мегаполисах должна быть развитая сеть, удобная, комфортная, безопасная сеть общественного транспорта. За счёт этого решается проблема с личным транспортом. Если мы посмотрим даже на классический пример Нью-Йорка, там мало кто может себе позволить личный автотранспорт, проживая именно в самом сити. Все в основном пользуются метро и жёлтыми такси. Поэтому как бы задел взят хороший, но просто слишком высокая база.
Добавим, что согласно данным «Циан», стоимость парковочного места в домах центральных районов Северной столицы и на Крестовском острове доходит до 15 миллионов рублей. Более бюджетные варианты в локациях спальных районов можно приобрести менее чем за три миллиона.