Водители вошли в тройку наиболее востребованных специалистов на рынке труда. В Петербурге на одну вакансию приходится в среднем 4,5 резюме, передаёт ТАСС со ссылкой на HeadHunter. По отношению к первому кварталу года потребность в шофёрах увеличилась на 25%. Ситуация ухудшается буквально каждый месяц. Особенно остро дефицит кадров переживают компании, работающие в рамках контрактов, которые не предполагают пересмотр цены. Мнения участников рынка выслушал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
На прошлой неделе стало известно о том, что власти Петербурга приняли решение с 1 ноября повысить зарплату работникам городского общественного транспорта на 10%, следующая индексация запланирована с 1 января 2025 года. По статистике, на долю общественного транспорта приходится 70% всех поездок в Петербурге, в планах — увеличить этот показатель до 80%. Заместитель генерального директора по маркетинговым коммуникациям транспортной компании «Третий парк» Денис Данилов отмечает, что в отрасли поддерживают решение губернатора поднять зарплаты водителям, однако рассчитывают, что помощь коснётся и коммерческих перевозчиков. Потому что, например, в «Третьем парке», дефицит водителей составляет около 20%. Одной из собственных эффективных мер в компании называют программу переподготовки водителей на категорию «D», которую прошли примерно 300 человек:
Заместитель генерального директора по маркетинговым коммуникациям транспортной компании «Третий парк» Денис Данилов Программа переобучения у нас действует третий год. В этом году наметилась интересная тенденция: на обучение приходят женщины. Например, в группе из 20-25 человек — четыре женщины, бывает и до 10. Не все они устраиваются, но в целом сейчас на предприятии работают около 37 женщин. Это один из способов привлечения кадров. Конечно, работает сарафанное радио — водители между собой общаются в чатах, все прекрасно знают, где и сколько платят. Конечно, работает прямая реклама — мы активно пытаемся донести преимущества и почётность профессии водителя. Это сложная, квалифицированная, почётная специальность.
По некоторым данным, рынку недостает 500 000 водителей грузовиков, в дефиците экспедиторы, механики, электрики, работники складов и IT-специалисты, написал минувшим летом Forbes. По мнению опрошенных изданием участников рынка, выхода из тупика не видно: преодолеть дефицит отрасли в ближайшие 10-15 лет не получится. Сервис «Работа.ру», в свою очередь, сообщил, что больше всего перерабатывают респонденты, занятые в сфере транспорта и логистики: сверхурочно вынуждены трудиться более 70% опрошенных. Зарплатный диапазон — минимум от 100 000 до 250 000 рублей, рассказывает генеральный директор компании «Авто Менеджмент» Дарья Шаченок:
Генеральный директор компании «Авто Менеджмент» Дарья Шаченок Ситуация только ухудшается, потому что, во-первых, очень много водителей ушло на СВО. Во-вторых, профессия «стареет»: молодёжь не идёт, соответственно, все, кто есть, это люди предпенсионного и пенсионного возраста. У меня самому взрослому водителю автобуса 64 года. Ещё пять лет, и такие водители выйдут из обоймы по состоянию здоровья и возрастному цензу, то есть не смогут ездить, их не будут допускать по медосмотру. Когда это время наступит, будет просто провал. Я думаю, что к 2030 году вообще не будет водителей. За этот год я повысила зарплату три раза. Что дальше делать, я не знаю. У меня сейчас 30% водителей приезжие. В этом есть минус: они не знают города. Тем не менее хоть кто-то ездит на автобусах. Плюс у нас дичайшая конкуренция. Мы хватаемся за голову!
Отметим, что в дефиците не только водители автобусов, но и водители такси. На днях в «Яндекс. Такси» сообщили, что скорректируют тарифы, чтобы сократить дефицит кадров. Однако далеко не все компании имеют возможность менять цены, что называется, «в моменте», поскольку речь может идти о долгосрочных контрактах, например, на вывоз мусора. Рассказывает пресс-секретарь «Невского экологического оператора» Дина Койрес:
Пресс-секретарь «Невского экологического оператора» Дина Койрес Отходы — это груз специфический. Дело в том, что ещё до обострения кадрового голода заработная плата водителей мусоровозов составляла около 150 000 рублей, но сегодня и с таким уровнем зарплаты есть определённый кадровый дефицит. Мы как предприятие, нуждающееся в огромном количестве водителей, которые отвечают за жизнеобеспечивающую отрасль, со своей стороны, пытаемся решить вопрос. Во-первых, по максимуму создаём комфортные условия для сотрудников: пытаемся конкурировать при помощи социальных гарантий, ДМС, стабильной белой заработной платы. Её сложно удержать на конкурентном уровне, потому что мы — тарифная организация, и зарплаты наших водителей, которые работают в «Невском экологическом операторе», заложены в тариф, который в течение года не будет пересматриваться из-за текущей ситуации. Тем не менее локальные вопросы мы пытаемся решить самостоятельно.
Ещё одна отрасль, которая столкнулась с дефицитом водителей, — это торговля: сети, например, активно инвестируют в беспилотные автомобили, однако это — всё-таки перспектива завтрашнего дня. Сегодня же проблему решают с помощью повышения зарплаты и улучшения условий труда, рассказывает председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Ольга Волкова:
Председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Ольга Волкова Ситуация непростая. Предприниматели, конечно, ожидают от государства как минимум не ставить ограничения для привлечения внешней рабочей силы. Это рабочие с патентами или иностранные рабочие, то есть те, кто получают визы для пребывания и работы на территории Российской Федерации.
Добавим, что в сентябре национальная ассоциация «Грузавтотранс» попросила правительство власти ввести транспортный демпфер — компенсацию перевозчикам за сдерживание роста стоимости доставки грузов. Как пишут «Известия», с увеличением стоимости на АЗС топливные компании убирают скидки для перевозчиков, таким образом нагрузка на них увеличивается на 15%-20%.